Шёл в Краеведческий, а попал в армию: экскурс в жизнь самых настоящий военных
Ежегодные «Большие маневры» проходят в Красноярском краевом краеведческом музее. В рамках программы военно-патриотического воспитания музей совместно с войсковой частью 7486 рассказывают школьникам об особенностях военной службы. На протяжении 14 лет организуются эти интерактивные познавательные экскурсии: эстафеты, знакомство со строевой подготовкой, с работой кинологов и спецназа.
Отвлекающие экспонаты
У гардероба Краеведческого гул. Уверена, что стены музея не видели такую толпу детей с докарантинных времен. Это младшие классы, которых привели на экскурсию в честь Дня защитника отечества. Одна группа собирается на выход, другую тут же готовят к экскурсии. За день, как мне сказали, проходят 10-12 групп школьников.
— Сегодня мы вашим мальчишкам и девчонкам предлагаем оказаться в армии, познакомиться с жизнью и занятиями самых настоящих солдат, — экскурсия для учеников 3 класса гимназии №9 начинается. Экскурсоводы, одетые в солдатскую форму, рассчитывают «цыплят» и делят на две группы: «Ракета» и «Звезда». Я иду за «Звездой».
Экспонаты в зале древностей школьникам явно интереснее, чем слова экскурсоводов. Один мальчик показывает пальцем в сторону витрины и констатирует:
— Это росомаха, — он видимо хочет задать какой-то вопрос, но группа увлекает его дальше.
Смешливая девочка машет рукой неандертальцу и кричит: «До свиданья». Остальные эхом вторят ей.
— Мы здесь ещё не были, поэтому экспонаты отвлекают, конечно, — с улыбкой объясняет классный руководитель, Жанна Гречникова. Невысокая, хрупкая женщина, на удивление, ловко наводит тишину.
Не военные
И вот начинается та самая экскурсия в армию. Хотя, больше похоже на парк аттракционов, потому что для детей приготовили тир с шариками. Мальчики один за другим лопают разноцветные «мишени». А девочки что-то всё мимо.
Бах! Та самая девочка, которая подружилась с неандертальцем, наконец прерывает череду промахов. Пара мальчишек похлопывают её по плечу.
Все шары сбиты, детей ведут на строевую подготовку.
— Сейчас мы познакомимся с такими командами как «разойдись», «становись», «налево», «направо» — начинает урок мужчина в камуфляже. Говорит он негромко, не на плацу всё-таки, но дети беспрекословно слушают дядю военного.
Строевой шаг вызывает какой-то особый восторг у ребят, хоть и места для тренировок тут мало, от силы метра три. Одна девочка так усердно тянет ногу, что не удерживает равновесие, смешно оступается и смеётся.
— Не военные они у нас, орава, — с улыбкой шепчет мне руководительница.
«Муштра» закончена, снова строем идём вдоль экспонатов. На учительницу сыпятся вопросы: что это за зверьки такие. Она урывает несколько секундочек, чтобы рассказать, а потом обещает, что скоро они это пройдут на краеведении.
— Любопытные такие, везде залезут, — смеётся она.
Служебные собаки должны быть готовы всегда
Детей рассаживают на скамеечки. Женщина в форме ведёт овчарку. Девочки сладко щебечут «какая милая», а мальчишки сразу решают проверить собаку на знание команд и выкрикивают «фас».
— Мы с Геллой работаем в кинологической службе, — начинает военная, поглаживает собаку по голове. Где-то раздаётся шёпот: это что, про кино? Вопрос не успевает прозвучать, женщина уже начинает объяснять: и то как собак дрессируют, и какой вклад собаки внесли в победу в Великой Отечественной войне, и как помогают сейчас.
Но история малышей не особо интересует, они хотят узнать сколько лет собаке, мальчик это или девочка, просят погладить.
— Ищи, — собаку отпускают с поводка. Полная тишина, все внимательно смотрят, что будет делать овчарка. А она ищет мешочек с запахом взрывчатого вещества. Так детям показывают, что служебная собака безошибочно может найти взрывчатку.
— Нашла! Нашла! Какая умная, — радуется девочка в розовой кофточке, хлопает в ладоши.
А потом, о счастье, даже разрешают собачку погладить.
Светлана, кинолог Росгвардии, невысокая, статная женщина. Осанка, походка — всё выдает многолетнюю военную службу:
— Гела живёт у меня дома, я её взяла щенком. С ней служу, работаю. Она не в каких операциях конечно не участвовала, да и время у нас относительно спокойное. Но, как говорится, порох нужно держать сухим — служебные собаки должны быть готовы всегда.
— Она очень добрая, — говорю я Светлане.
— Я, если честно, поражаюсь этой собаке, что она настолько любит детей. До Гелы у меня была собака. Та терпела, но только к ней кто приблизится, она рыкает и уходит. А эта любит. Правда устает, конечно, от монотонности. Мы здесь со вторника работаем на экскурсии. Ещё одна группа, и домой.
Патронов нет, но оружие всё настоящее
— Руки за голову. Кругом, — басом отдаёт приказание спецназовец.
Детям показывают способ обезоруживания врага. Мальчишки улюлюкают. Снова вопрос за вопросом: «А зачем вы так автомат перехватили?», «А он настоящий?», «А как перезарядить?», «А патроны есть?».
— Тише ребят, патронов настоящих нет, но оружие всё настоящее, — голос военного теперь мягкий.
Он вытягивает автомат перед собой и демонстрирует как правильно перезаряжать автомат на ходу, в боевых условиях. Раздаются громкие щелчки при смене магазина. Некоторые девочки зажимают уши, другие смотрят во все глаза. Пара мальчишек пытаются это повторить с воображаемыми автоматами.
На столике рядом лежат маленький бронежилет и каска. Напоследок детей приглашают сделать фотографии в этом облачении.
— Ну он такой тяжёлый, как его носить? —спрашивает девочка с двумя тугими косичками. Её уже сфотографировали, она пару раз подпрыгивает на месте.
— Зато такой тебе точно жизнь спасёт, — отвечает учительница, гладя девчушку по голове.
Валерия ЕРМОЛАЕВА
Фото: Валерия Ермолаева