«Зачем нужны мои рисунки?» — равносильно вопросу о смысле жизни

Один вопрос, а сколько душевных терзаний. Каждому художнику и иллюстратору он знаком. Когда, как не сейчас, можно пофилософствовать и задать друг другу «вечные» вопросы? Мы решили не терять времени зря и узнали у художников, откуда они берут вдохновение, как справляются со сложностями в работе и какие собственные проекты им больше всего по душе.


Анастасия РЫБАКОВА

— иллюстратор и художник.

Творчество

Меня вдохновляет всё подряд. Мемы, смешные жизненные ситуации, человеческие лица, сны, даже слова, вырванные из контекста.

Работы коллег, конечно, тоже вдохновляют, но, говорят, что вдохновение нужно искать «out of the box», то есть за пределами своей области или ниши, поэтому я стараюсь меньше смотреть на других иллюстраторов, больше смотреть вокруг самой себя. Именно вокруг, потому что рисовать только то, что происходит у тебя внутри — скука смертная. Я пробовала, выходило либо сильно страшно, либо сопливо. Сейчас я больше внимания уделяю внешнему миру. Вот увидишь что-то или услышишь краем уха, пропустишь через себя, — вот она картинка. Моя личность, — это скорее фильтр, чем источник.

Вопрос, откуда брать вдохновение, если ты в ступоре для многих художников и иллюстраторов животрепещущий. «Зачем нужны мои рисунки?» — равносильно вопросу о смысле жизни.

Если говорить непосредственно о работе, то самое сложное, наверное, доводить проекты до финала. Когда работаешь сам для себя, очень сложно ставить и соблюдать дедлайны. То, что можно было бы реализовать за месяц, растягивается на несколько лет, а то и вообще не заканчивается и погибает «в столе».

При работе с заказчиком есть другая сложность, — правки. Каждое «это все очень интересно, но…» вгоняет в ступор. Я очень слабо отделяю себя от своей работы, и каждый раз, когда критикуют мой труд, пусть даже конструктивно, мне кажется, будто критикуют непосредственно меня. И когда соглашаешься переделать, чувствуешь будто душой торгуешь.

Со сроками выполнения всё очень индивидуально. На одну работу уходит от нескольких минут до нескольких часов, но я стараюсь не затягивать с этим делом и рисовать всё за один подход. Если речь идёт о какой-нибудь гигантской живописной работе, то может уйти несколько дней.

Я придерживаюсь восточной философии, что не бывает неправильных линий и испорченных работ. Если я посреди процесса понимаю, что делаю что-то не то, я откладываю работу до лучших времён. Они наступают через час или через пару лет, и эта картинка либо становится совершенством для меня, либо я понимаю, что с ней сделать, чтобы закончить.

Наверное, когда тебе не нравится то, что выходит из-под твоей руки, означает то, что тебе есть куда расти. Достичь такого уровня мастерства, когда будет получаться именно то, что ты хотел, можно только постоянно рисуя. Чем больше рисуешь, тем больше нравится то, что получается. Каждая новая картинка — это новый шажочек на пути эволюции тебя как художника.

Есть такое поверие, что только что купленные новенькие материалы творят с художниками небывалые чудеса, выводят из рисовального ступора и вызывают желание стараться в сто раз больше чем обычно. Также говорят, что у каждого художника есть своя область специализации: кто-то больше по карандашикам, а кто-то по маслецу, но на самом деле любимые материалы, — это штука приходящая и уходящая. Например, сейчас мне нравится акварель и цветные карандаши, а месяц назад рисовала исключительно тушью. Был период, когда я купила набор детских фломастеров и рисовала только ими целый год. Иногда видишь, как кто-то штампует картинки обрезками картошки или лепит коллажи, пробуешь, и всё — это твои любимые материалы на следующие несколько недель.

Последний штрих в картинке, — это как последнее слово в разговоре с кем-то. Не так важно, что я скажу, намного интереснее, что мне ответят. И тут речь даже не про то, что скажут люди, увидев рисунок — важно, что скажет сам рисунок. Нельзя войти в одну реку дважды. Человек, с его образом мышления, идеалами и интересами, постоянно меняется. Когда заканчиваешь рисунок, ты как будто выходишь из реки. Это не ты нарисовал, а тот человек из прошлого. Для меня рисование как машина времени. Это способ общения со своим прошлым и будущим.

Любимый проект

Со мной случились две истории, которые вылились в желание делать неожиданные знаки внимания совершенно незнакомым людям:

Когда я была маленькая, каждый праздник рисовала открытки. Однажды меня посетила одна ошеломляющая мысль — приятнее всего получать внимание, когда его не ждешь. Эффект от внезапного подарка без повода намного выше, чем от подарка в день рождения, например. Тогда я нарисовала некоторое количество открыток, которые можно было бы подарить кому-нибудь просто так.

Вторая история произошла, пока я ехала в институт. Автобус был набит до отказа, так что я стояла всю дорогу. У окошка напротив меня спал очень красивый парень. Я смотрела на него долгое время, а перед конечной остановкой написала ему записку о том, что он чудо, растолкала его, отдала и убежала на пары. Тогда он очень обрадовался этому знаку внимания, и я подумала, что говорить незнакомцам комплименты — это очень важно, а самый безболезненный способ — делать это в письменной форме.

Так и появились открытки незнакомцам. Обычно я продаю их на Пушке и вкладываю внутрь инструкцию к ним:

1. Носите с собой открытку;

2. Встречаете классного незнакомца;

3. Пишете внутри, что угодно (номер телефона, контакты или просто что-то приятное);

4. Отдаете открытку;

5. Убегаете.

На сколько я знаю, их нечасто используют по назначению, а дарят друзьям и любимым. Это тоже прекрасно.

Стоит такая открытка очень недорого для ручной работы — двести рублей. Они такие дешевые не потому, что я не знаю себе цену, а потому, что я хочу, чтобы люди дарили друг другу неожиданные подарки и знакомились.

Катерина БАЛИНСКАЯ

— художник с образованием журналиста.

Творчество

Самое сложное в любой работе – начать работать.

Меня вдохновляют мои чувства. Они настолько зашкаливают, что я не представляю, куда бы всё это было направлено, если бы я не рисовала. Высказывание «то, что ты рисуешь — отражает происходящее внутри тебя» — абсолютно верное. Раньше я даже не думала об этом, пока однажды меня не ткнули носом в мой так называемый внутренний мир.

Если по ходу работы понимаю, что что-то идёт не так, то бывает бешусь и всё швыряю, могу уничтожить то, что начала. Иногда просто откладываю и занимаюсь другими делами, а потом возвращаюсь к рисунку.

Обычно последний штрих — засунуть работу в рамку. Когда работа не в рамке, мне всегда хочется что-то подрисовать или поменять, пока не испоганю. Бывает, что ты старательно рисуешь какую-то большую работу, а потом портишь всё какой-то мелкой деталью.

Если человек хочет что-то круто делать, надо делать это с любовью. Я стараюсь отдаваться своим делам полностью, будь то рисунки или уроки в школе, общение с друзьями или просто уборка дома.

Любимая работа

Сложно назвать любимую собственную работу, пусть будет Стелла, потому что это один из моих первых акварельных рисунков. Обычно мои картины безымянные, но эта названа в честь песни группы Interpol.

Там есть строчки, где говорится о девушке, которая шла по улице и знала, что на неё смотрят, а фасады зданий существуют только для того, чтобы скрыть смотрящих на неё людей. Не люблю приписывать себе чужое, но в этих строчках как будто была поддержка — Пол Бэнкс сформулировал словами то, что я постоянно чувствовала. Раньше мне было сложно выходить из дома, потому что я боялась людей, и мне всегда было некомфортно. Я попробовала нарисовать то, что чувствовала.

Артём КОЖЕВНИКОВ

— иллюстратор и художник, который учится на дизайнера.

Творчество

Ребёнком, я постоянно сидел дома, мне надо было как-то себя развлекать подручными средствами — я рисовал, лепил из пластилина. Мама предложила мне пойти в художку и я не отказался, подумал, почему бы нет. Полюбилось мне это занятие сразу, потому что я невероятно усидчивый.

Высказывание «то, что ты рисуешь — отражает происходящее внутри тебя» полностью справедливо для пятилетнего Артёма Кожевникова, он действительно рисует то, что происходит у него внутри. Двадцатиоднолетний Артём тоже рисует свои внутренние переживания, только они «отшлифованы» влиянием родителей, общества, культуры, учебных заведений, прочитанных книг, увиденных картин. Крайне сложно передать в работе свои настоящие чувства. Художники сражаются с собой ради искренности.

У меня нет конкретного рычажка, который стимулировал бы моё вдохновение. Я просто всегда

нахожусь начеку и прислушиваюсь к своим ощущениям. Идеи приходят постоянно, однако их очень легко упустить и не заметить, не придать им значения. Мысли, которые мне кажутся особенными, я записываю.

На одну работу чаще всего уходит два дня, потому что потом она меня начинает напрягать и становится в тягость. Самое сложное в работе — вносить правки. Чувство неудовлетворения готовой работой, ощущение, что мог бы сделать лучше появляется практически всегда, но оно заставляет работать дальше и стараться ещё больше.

Я люблю рисовать не в компьютере, а «настоящими» материалами — так больше кайфа. Сейчас осваиваю и пытаюсь полюбить цифровую живопись, считаю, что это более перспективное и практичное направление.

Одна из любимых работ

В 2018-2019 годах я рисовал для пожарной организации в Красноярске две небольшие книжки для детей дошкольного возраста и младших классов. Задача была сложная: необходимо было скучные и «сухие» правила безопасности сделать интересными. Я решил максимально сократить текст и сделать весь разворот иллюстрацией. Картинки с яркими цветами и эмоциональными образами хочется разглядывать.

В итоге эти книжки раздали детям в красноярских и канских школах. Мне рассказывали, что ребята были в восторге!

Ангелина САНАРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.