«Надеюсь, что стендап в России будет смешнее и свободнее»: интервью с комиком Самером Самара

Stand Up  — сольный комедийный жанр, в котором комик выступает перед живой аудиторией и шутит на определенные темы. В последнее время этот формат набирает серьёзные обороты в юмористическом направлении. В марте в Красноярске прошло несколько встреч комиков с публикой: 20 марта в город приезжали комедиантки из проекта «Женский стендап» на ТНТ, 26 марта выступил комик Сергей Орлов. На ближайшие сроки запланированы концерты Виктории Складчиковой, шоу «Импровизация», в составе которого Антон Шастун, Арсений Попов, Дмитрий Позов и Сергей Матвиенко, а позже — Stand Up Евгения Чебаткова. Все выступления организовывает организация «Стендап Сибирь».

Резиденты Stand Up на ТНТ

Мы поговорили с Самером Самарой, который рассказал, как обстоят дела со стендапом в Красноярске.

Самер Самара — красноярский комик, организатор стендап-концертов, основатель объединения «Стендап Сибирь». Известен широкой публике по выступлению на шоу «Открытый микрофон» на ТНТ.

Самер Самара

— Как часто известные комики посещают город? Как проходит подготовка к встрече с ними?

— Сейчас некорректно давать статистическую оценку по приездам крупных комиков, так как последние полгода не лучшие времена для концертных мероприятий в Красноярске. За март было 3-5 комиков (в зависимости от того, откуда мы отсчитываем порог известности). Это Андрей Бебуришвили, Сергей Орлов, Филипп Воронин, Кирилл Селегей. 

— С чем связаны нелучшие времена?

— Сначала пресловутые ограничения — кьюр-коды с ноября, потом волна штамма омикрон, далее события на Украине, закрытие рекламных сетей Google и Meta, которые признаны экстремистской организацией, блокировка Инстаграма, где была сосредоточена большая часть аудитории.

— Как публика относится к стендапу? Много ли красноярцев его посещают?

— В целом, положительно. В среднем мы проводим 7 мероприятий в неделю. На каждом около 40 человек. Итого — 280 в неделю. Есть ивенты и не от «Стендап Сибирь» — суммарно еще человек 100. Можно примерно называть цифру в 1200-1600 человек в месяц на локальный стендап. На крупные концерты 1500-5000 зрителей, в зависимости от сезона, комиков и так далее. 

— Наш местный стендап-клуб — это «Стендап Сибирь», верно ведь понимаю? Много ли комиков в составе? 

— Ну, можно и так сказать. Формально, у нас всё ещё нет помещения под полноценный клуб (спасибо пандемии и прочим операциям). Но концептуально мы — объединение, которое выполняет роль стендап-клуба в городе. На данный момент у нас 10 резидентов, если считать только Красноярск, также у нас есть ребята-«выпускники» в Москве и Санкт-Петербурге. Есть свой пул резидентов и в Иркутске.

— Есть ли перспективы развития в стендапе в Красноярске, или это реально сделать только в городах вроде Москвы или Санкт-Петербурга?

— В Красноярске есть перспективы, и мы сейчас делаем всё, чтобы реализовать их. Например, в 2016 году было всего 2 стендап-ивента в месяц. Сейчас только мы делаем за месяц около 30. В Москву надо ехать, если у тебя есть эфиры, иначе ты не сможешь банально записаться на микрофон. В нашем городе на выступлениях можно даже зарабатывать. Пока не прям полноценную зарплату, но все еще приятный бонус. Осталось начать самостоятельно снимать контент и, думаю, особо не будет смысла уезжать отсюда в Москву. 

— Вы — единственное стендап-объединение в Красноярске? Конкурентов нет в регионе?

— Объединение не единственное, но не могу сказать, что мы конкурируем с ними. Первое —  это женское стендап-объединение. Второе — это ребята, которые были студенческим объединением, но теперь стали делать микрофоны для всех. С женским стендапом мы не конкурируем, потому что у них нишевое направление. Со вторыми ребятами тоже, потому что они проводят в основном только открытые микрофоны для новичков. Мы делаем ивенты с опытными комиками. Для новичков у нас тоже есть мероприятия, но их всего 2 в неделю, и там не так много мест для выступления. Другие объединения, скорее, не составляют нам конкуренции, а помогают развивать инфраструктуру в городе. Когда у тебя есть рынок с выбором продукта — это гораздо эффективнее, чем полная монополия. 

— У нашего стендапа есть какие-либо особенности?

— Сходу сложно сказать. Раньше была очень сильная направленность шуток про смерть. Сейчас фишка, как мне кажется, в том, что у нас большой процент «небытовых» комиков. Больше, чем в других объединениях, точно. 

— А «бытовые» комики — это какие?

— Которые шутят на тему быта: про магазины, автобусы, отношения и так далее. У наших ребят тоже есть такие темы, но они не превалирующие. 

— Про проблемы часто шутят? Про НМУ, например. 

— Не так часто, как хотелось бы. Для регионального зрителя поднятие таких тем до сих пор не совсем приемлемо. Люди боятся смеяться над такими вещами. Из-за этого у комиков нет поля, где они могут проверять такие шутки. Были хорошие шутки и про власть, и про режим чёрного неба (даже в эфире «открытого микрофона» на ТНТ). Но мы стараемся не повторяться по мыслям, а нового сказать особо и нечего. 

— Грустно, однако. 

— Согласен, но мы работаем над тем, чтобы снять этот ценз по темам. 

— Каким вы видите стендап через лет 10 как в России, так и у нас в городе?

— Я бы ответил на этот вопрос в 2019 году, но зная, что происходит с долгосрочным планированием последние несколько лет, к сожалению, я даже не буду пытаться заглядывать так далеко. Надеюсь, что тут будет полноценный стендап-клуб, а стендап в России будет смешнее и свободнее.

Фото: standupbilet.ru / rutube.ru / «Стендап Сибирь» Красноярск

Ника КИСЕЛЁВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.