«Профессиональный спорт дал мне бесценное знание, как понимать себя и своё тело»: Данил Шулика о генетике, таланте и сожалениях
1 мая в СФУ прошла Спартакиада народов, где студенты боролись за кубок первенства в разных видах спорта. В беге на короткую дистанцию студент Института управления бизнес-процессами Данил Шулика пробежал 60 метров с результатом 6,7 секунды. Это на 0,36 секунды медленнее мирового рекорда по бегу на эту дистанцию. Корреспондент КрасМетро поговорила со студентом и узнала о его страсти к скорости.
Ты занимаешься спортом профессионально?
В прошлом занимался. В спорт я пришёл в 6 классе. Этим спортом был скелетон — подвид бобслея. Ты спускаешься вниз головой на санях по ледяной трассе со скоростью 130 км/ч. Я кандидат в мастера спорта по скелетону.
Почему ты выбрал скелетон?
Этот вид спорта не выбирают. Лет в 10 смотрел по телевизору и думал: какой странный вид спорта — я бы в таком никогда в жизни не участвовал. А в итоге в 13 лет уже выступаю на соревнованиях. Мне повезло, что я учился в 99 школе Красноярска, там была спортивная секция, из которой выбирали сильных ребят и предлагали им выступать в этом виде спорта. Самое главное — мне очень нравится скорость и адреналин, чувство страха перед стартом, чувство неизбежности, когда ты уже летишь вниз. Это можно условно обозначить как зависимость.
Я так понимаю, скелетон схож с лёгкой атлетикой, иначе бы ты не пробежал с такой идеальной техникой.
Да, они похожи. У меня вообще тренер по скелетону — легкоатлет. Нам же нужно готовиться к тому чтобы быстро бегать — каждая сотая на старте даёт плюс-минус четыре сотых, выигранных на финише. Для нас старт это жизненно необходимо, особенно на нашей трассе в Сочи.
Ты учишься в Институте управления бизнес-процессами. Помогает ли математический склад ума в преодолении дистанции?
Да, очень помогает проанализировать ситуацию, просчитать свои силы и выдать рекордный результат. Ещё конечно же базовое понимание физики важно. Если разобраться, из чего состоит тот же скелетон, то ключевую часть составляет правильное прохождение трассы, подбор траектории.
Расскажи про твою страсть к скорости.
Сам по себе я очень быстрый, у меня это с рождения. Родители бегуны, лёгкой атлетикой занимались — генетика хорошая, ноги очень выносливые. И у меня очень хорошо получается бегать на коротких дистанциях. Физиология у меня вся для коротких дистанций, стопы развиты. Ну, а ещё я всю свою жизнь понимал трассу, сам мог себя корректировать на ней. Понимал, как нужно правильно ездить — просто видел эту траекторию. Такой у меня склад ума: я понимаю, как управлять собой на большой скорости.
Расскажи, почему ты не продолжил профессионально заниматься?
Я начал в 13 лет, а для лёгкой атлетики это уже поздно. Лёгкая атлетика — не на один раз, это долгая и большая система, и очень важно вовремя начать. Даже если у тебя есть талант к скорости, 13 лет это очень поздно для раскрытия твоего потенциала.
Первый раз слышу про «талант» к скорости.
У каждого человека есть пик в скорости — какую скорость он может максимально развить в силу своей природы. Это его вершина. Это на генетике строится. Но ты не можешь переплюнуть свою планку, выйти за рамки своей природы. Если я не ошибаюсь, самая быстрая реакция, за которую человек в лёгкой атлетике может среагировать на старте — это 0,13 секунды. А у меня 0, 17 секунды, это на уровне генетики.
Это очень мощно.
Я и в 30 метрах пробежал в своё время 3,75 секунды, а это очень близко к мировому рекорду. Он, если не ошибаюсь, 3,52 секунды. Мне кажется, если я бы позанимался ещё два-три года, смог бы пробежать 3,60.
Как ты это посчитал?
Это определяется на уровне интуиции. Просто опыт. Если говорить кратко, у нас есть сознательная часть мозга и бессознательная. И я, прозанимавшись с 13 по 18 лет, за эти 5,5 лет на уровне бессознательного собрал очень много информации, чтобы вот так легко высчитывать конечный результат. Пик физиологический как раз будет у меня через 2 года. За 2-3 года можно было бы прокачать свою технику, мышцы. Всего этого в совокупности было бы достаточно, чтобы пробежать быстрее 3,5 секунды. Я ведь эти 3,75 секунды на травме пробежал. Я тогда ногу очень сильно подвернул, и никто не уделил этому должное внимание, связку так и не восстановил.
Это ещё одна причина, по которой ты бросил спорт?
В том числе. Из-за этой травмы, когда я бегал по неровному полю на одном из сборов, я полностью изменил свой жизненный путь. У меня тогда через несколько дней должна была состояться контрольная тренировка, кровь из носу нужно было там быть. Нога начала заваливаться, но даже с этим я пробежал 3,75 секунды на энтузиазме. Это был третий результат среди всей сборной России, достаточно быстро.
Почему травме не уделили должное внимание?
Так как я был на сборе, там были не мои тренеры — особой ответственности за меня не чувствовали.
Чувствуешь ли ты досаду из-за того, что всё сложилось именно так?
Мне обидно, что моя природная скорость в итоге в никуда ушла. Человеку даётся с рождения, и этим надо пользоваться, а я так до конца и не воспользовался из-за своей глупой молодости. Из-за травмы стал намного медленнее бегать, бросил. На самом деле спорт это такая глубокая штука. Я не то что талант свой не смог применить, я не применил ещё и знания. У меня есть бесценное знание, как правильно пользоваться своим телом, как его настраивать. Всё это даром, меня это расстраивает. И сейчас, когда я уже давно не в спорте, я на автомате всегда к чему-то готовлюсь в повседневной жизни. Пытаюсь всегда из тела максимум выжать, преодолеть, скажем так, свой предел. Тело помнит, как я это делал раньше, и почему-то в обычной жизни из раза в раз «вспоминает», морально готовит.
Как это ощущается?
У меня начинается сильная слабость, организм как будто начинает аккумулировать все силы, чтобы в моменте чуть-чуть выйти за свой предел.
Если бы выпала возможность вернуться в спорт, построить спортивную карьеру, ты бы воспользовался ей?
В год поступления мне предлагали уехать в Московскую область, тогда бы жизнь сложилась иначе. Но я хотел только за Красноярск выступать. Мы хоть и индивидуальный спорт, но командная эмоция есть. Дух вот этот. У нас в Красноярске все бешеные люди, сибирские. У них горят глаза, у тебя тоже. Очень хочется, чтобы Красноярск был на пьедестале.
Фото: Центр Дружбы народов / ВК
Автор: Василиса Клейн