«Мы сможем посмотреть на прошлое под другим углом»: как прошла встреча студентов СФУ с Владимиром Мединским
31 марта в Конгресс-холле Сибирского федерального университета прошла дискуссия студентов с Председателем Межведомственной комиссии по историческому просвещению России Владимиром Мединским. Наш корреспондент Александра Зырянова побывала на этой встрече и рассказала о том, как она прошла.
В ожидании гостя
Я захожу в аудиторию 411 Конгресс-холла. Здесь уже занято большинство мест, только первый ряд на удивление пустует, потому я решила сесть туда.
В просторном кабинете свежо из-за открытой форточки. Тихо играет спокойная музыка. Импровизированный зрительный зал сделали из чёрных офисных стульев, выстроенных в несколько рядов. К ним обращены два белых кресла, рядом с которыми находятся тумбы. На той, которую я могу рассмотреть лежит микрофон, стоит бутылка с водой, стакан и табличка с надписью «Владимир Ростиславович Мединский». Это гость, ради встречи с которым и собрались в этой аудитории студенты.
Сбор начался за час до старта дискуссии. Большинство ребят смотрят в телефоны, некоторые разговаривают друг с другом. Все одеты в официальные костюмы, за исключением тех, кто учится в Военно-инженерном институте, они в форме.
Спустя полчаса для вступительного слова к ребятам вышел модератор встречи — директор Гуманитарного института Андрей Груздев. Он одет в чёрный официальный костюм с зелёным галстуком. После рассказа о формате дискуссии и госте, он задал вопрос:
— Владимир Мединский писал художественные книги?
В зале несколько человек ответили положительно.
— Да, верно, он написал роман. Я даже хотел купить эту книгу, знаете, чтобы автограф в ней оставить попросить, но заказ не успел бы прийти. Ну вы можете зачётки ему дать!
Тут среди студентов прошел легкий смех.
Организаторы ходили туда-сюда, переговаривались, звонили по телефону, видимо решая вопросы о предстоящем событии.
Вскоре директор Гуманитарного института, поправив очки, снова обратился к учащимися.
— Ребята, готовность три минуты! Вы не переживайте, у нас будет неформальная беседа. Помните: нет плохих вопросов, а худший вопрос тот, который не задали. Так что не волнуйтесь.
После этого студенты стали громче разговаривать. Сам Андрей Груздев скрестив руки за спиной встал там, откуда вероятно будет встречать прибывших. В ожидании модератор стал ходить вдоль двух кресел, иногда останавливаясь и перекатываясь с пятки на носок.
О прошлом и будущем
И вот, входят ректор СФУ Максим Румянцев и Владимир Мединский. Студенты встают со стульев для приветствия прибывших.
Ректор представляет всем помощника президента, а ему — модератора встречи.
— Здесь у нас ребята из разных институтов. Из гуманитарного философы, культурологи, историки. Тут у нас журналисты. Ещё учащиеся, связанные с Военно-инженерным институтом, в котором мы вчера были, но они айтишники. Вот такая у нас гибридная сегодня встреча.
Сказав вступительное слово, Максим Румянцев сел на первый ряд к зрителям, а Владимир Мединский и Андрей Груздев расположились в двух белых креслах перед слушателями.
Директор гуманитарного института дал старт беседе.
— Спасибо, Максим Валерьевич. Мы, когда готовились к встрече, обсуждали с нашими уважаемыми студентами тематики, которые хотелось бы обсудить. И много вопросов было относительно практики сохранения исторической памяти. Большое количество обсуждений было со стороны участников всех направлений подготовки. Пожалуйста, друзья, ваши вопросы по этой теме…
Но слово взял сам Владимир Мединский:
— Я не вижу задние ряды, если можно, я встану.
Он поднялся и устроился сзади своего кресла. Директор Гуманитарного тоже захотел встать, но его остановил государственный советник:
— Нет-нет, а вы сидите. Вы как модератор сидите, а я лучше буду стоять. Слышно меня так?
— Слышно! — прозвучало в разнобой со всех рядов.
— Ну, коллеги, давайте! Я могу конечно долго о чём-то вещать, но мне кажется, что мы потеряем время, потому что я буду говорить может быть не о том, что вам хочется услышать. Я знаю что вы подготовили какие-то вопросы. Половину вопросов мне было скучно читать до конца. Но если вам это интересно, мы с удовольствием об этом поговорим. Если есть вопросы из не подготовки — пожалуйста. Если разрешат… Можно? — он обратился к модератору, — Оценки не будете снижать?
Андрей Груздев с улыбкой отрицательно покачал головой, и спикер продолжил:
— Ну хорошо! Давайте лучше в формате вопросов и ответов, чтобы я не говорил вам то, что вам неинтересно и не превращался в пропагандиста с телевизора.
Но, несмотря на это заявление, Владимир Мединский взял вступительное слово. В своей речи он сказал о том, что ему бы хотелось, чтобы ученики сами пытались понять суть проблемы, а не «информационную оболочку», которая зачастую только отталкивает от её понимания и изучения.
Пропаганда была, есть и будет. Однако мы должны руководствоваться сутью событий и их причинно-следственными связями.
— Если мы будем пытаться хотя бы это понимать, то весь мир, всё изучение истории станет совершенно иным. И мы посмотрим на то, что происходило под совершенно другим углом.
Сказав ещё слова о том, что в обучении важно понимание, а не заучивание, он произнёс:
— Давайте перейдём к вопросам.
Руку поднял парень с первого ряда. Ему предоставили слово, и тот встал.
На это сразу отреагировал Владимир Мединский:
— Вы садитесь, я теперь вас всех вижу, поэтому спокойно сидите.
Студент опустился на место. Представившись он озвучил, что его интересует:
— У меня вопрос по теме разговора. Как государство использует образ защитника отечества в патриотическом воспитании и использует ли наше государство героев Первой мировой войны для назидательных образов молодому поколению?
Отвечая, государственный советник сказал, что любое государство будет всегда заинтересовано в том, чтобы использовать образ защитника отечества. Делают они это с разной степенью успеха. Например, если бы русское государство в период Первой мировой войны лучше использовало образ героя, то исторические события могли бы сложиться по другому.
— Используют все. Вот американцы… «Спасти рядового Райана» кто смотрел?
Руку никто не поднял.
— Так, граждане историки, особенно журналисты, всем немедленно посмотреть! Образцовое военно-пропагандистское кино. Никогда в американской армии не было описываемых событий.
Далее звучали ещё вопросы об образе защитника отечества, об истории как школьном предмете и образовании.

О Сибирской скромности
Последний вопрос задала студентка Института филологии и языковой коммуникации:
— Как вы думаете, какими должны быть мягкие силы в государстве?
Прохаживаясь вдоль импровизированной сцены, гость ответил:
— Вы почему меня всё толкаете на территорию Маргариты Симоньян?
Слушатели немного посмеялись.
— Не хочу об этом говорить, лучше подведём итог.
Спикер резюмировал всё, что обсуждалось на дискуссии. Когда он сказал заключительное слово, ректор вуза встал.
— Спасибо вам большое за вашу лекцию! Студенты у нас сибирские очень скромные, их раскачать не так просто. Спасибо, ребята, вам, — сказал Максим Румянцев.
Владимир Мединский ответил: «Спасибо за приглашение».
Под аплодисменты зрителей, глава университета вручил помощнику президента книгу по истории, в знак благодарности за уделённое учащимся внимание.
Сказав сидящим в аудитории «До свидания!», ректор СФУ и государственный советник ушли из кабинета.
Модератор встречи поблагодарил студентов за участие, после чего и остальные присутствующие стали уходить.
Фото: Александра Зырянова
Автор: Александра Зырянова