Единые государственные дебаты
Стоит ли отменять ЕГЭ? Рассказал корреспондент КрасМетро — Полина Черепанова.
Каждый год с приближением мая всё громче разгораются споры об отмене ЕГЭ. Однако, что удивительно, в этот раз речь не об отмене. Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, 26 февраля выступила с заявлением «заканчивать эту дискуссию» и предложила «усовершенствовать ЕГЭ с точки зрения качества этого экзамена, вопросов, которые там есть, соответствия школьной программе, чтобы он не превращался в ответы типа угадайки».
Стоит отметить, что Матвиенко не в первый раз говорит что-то подобное, в декабре 2019 она также предлагала «оставить ЕГЭ в покое» и говорила об усовершенствовании экзамена. Однако, как видно, за шесть лет далеко мы не продвинулись. Каждый год вводятся какие-то мелкие изменения, которые глобально ничего не меняют и система остается та же.
Стоит ли заканчивать эту дискуссию, если вопрос все еще вызывает оживленные дебаты? Всё же в споре рождается истина.
Вторая часть высказывания председателя Совета Федерации также вызывает сомнения. Все-таки ЕГЭ — это не «Битва экстрасенсов», и в угадайку там никто не играет и близко (разве что совсем отчаянные). Все виды заданий школьники знают еще с начала года, они находятся в открытом доступе на сайте Федерального института педагогических измерений. И если приложить усилия то в угадайку играть не придется.
Говорить также, что вопросы не соответствуют школьной программе в корне неверно. Они соответствуют той программе, которая в теории должна изучаться школьниками и которая заявлена на федеральном уровне. Однако соблюдают ли ее непосредственно в учебных заведениях? Не всегда, оттого и жалобы: «А мы это в школе не проходили, но почему-то в ЕГЭ это есть». Здесь уже вопрос непосредственно к школам, а не к экзамену.
Как я уже упоминала, все задания и темы есть в открытом доступе. Если открыть кодификатор ЕГЭ по, например обществознанию, и федеральную рабочую программу по той же дисциплине мы увидим, что они слово в слово друг друга повторяют. Темы «Человек и общество», «экономическая жизнь общества», «духовная жизнь» и соответствующие подтемы есть в школьной программе, соответственно должны изучаться школьниками. Они же и включены в ЕГЭ. Также практически дословно повторяются кодификатор и программа по географии, истории, литературе и ряду других предметов. Получается, что ЕГЭ все-таки соответствует школьной программе.
Сам принцип ЕГЭ, как системы, привнес много хорошего в школьное и высшее образование. Благодаря однотипным вопросам и тестам все стали равны, стало проще оценивать качество образования и легче подавать документы в вузы. Однако именно на эту простоту и унифицированность и жалуются теперь депутаты. И как сейчас перестроить систему так, чтобы и осталось равенство школьников, и задания стали глубже проверять уровень знаний, никто не знает.
Думаю, дискуссия по поводу ЕГЭ будет существовать ровно до того момента, до какого будет существовать и сам экзамен в той форме и с тем названием, с какими он есть сейчас. И, возможно, стоит лишь прислушаться к тому, о чем говорится в этих дискуссиях, и ответ сам найдется.
Фото: life.ru
Автор: Полина Черепанова