Пятница, 21 марта, 2025

Красноярское метро

В Красноярске метро нет, а мы есть

ГлавноеЛюди

Художник сам себе краевед: как скрайбер из Красноярска нестандартно знакомит горожан с малым народом края

Недавно Красноярский краевой краеведческий музей опубликовал в своем официальном сообществе во ВКонтакте комикс про малую народность Красноярского края, кетов. Мы поговорили с художницей Анастасией Мингазовой, которая создала эти необычные иллюстрации и узнали о том, как родилась идея такого творческого проекта, а также подробно расспросили о том, чем занимается дизайнер-иллюстратор и кто такой скрайбер.

Как возникла идея комикса? Была ли это Ваша инициатива или же это был заказ от музея?

Идея создания комикса пришла ко мне после поездки в Енисейск. В феврале там состоялось открытие краевой культурной столицы года «Покрова Енисея», и я поехала туда с моими знакомыми на открытие. Погружение в культуру этого места меня очень поразило и задело. Енисейск имеет богатую историю, которой мы не знаем, но которая очень интересна. Я узнала, что есть люди, которые специально приезжают со всей страны, чтобы посмотреть на Енисейск. Кроме того, этот город внесен в перечень ЮНЕСКО, что также говорит о его значимости. После возвращения я начала интересоваться историей завоевания Сибири и событиями, которые тогда происходили. Моя знакомая, с которой мы ездили в Енисейск, имеет отношение к правительству края, поэтому договорилась о том, чтобы нам провели экскурсию в краеведческом музее. Я шла в музей с идеей что-то взять оттуда для своих рисованных постов. Очень захотелось поделиться тем, что у нас есть в Красноярском крае.

Почему для комикса была выбрана именно эта народность?

Как-то так случилось, что кеты меня заинтересовали больше всего, и в первую очередь своими орудиями для охоты. Они очень интересно смотрелись за стеклом. Второй момент, почему я решила, что пост будет именно про кетов – это их мужички в платочках. Они такие забавные на фотографиях, и в принципе они единственные в России, если не в мире, носят платки. Они сначала привлекли к себе внимание визуально, а потом уже всей своей историей, которая внутри этой народности есть.

Расскажите о работе над комиксом. Какая теоретическая база понадобилась для его создания?

Искать информацию было достаточно тяжело. В музее я успела для себя сделать заметочки, а дальше поняла, что даже те статьи в Интернете и научные статьи, которые я нашла, были не совсем достоверны. К сожалению, я не могу на это повлиять, поэтому я опиралась преимущественно на записи, сделанные мной в музее.

Как родились идеи таких креативных рисунков?

Я стараюсь делать картинки нескучными, а еще это просто особенность моей стилистики. Мне нравится работать в формате  переходящих постов с каруселью. Факт о том, что кеты – самая низкорослая нация в Евразии, я постаралась обыграть и поискала в Интернете, какие есть знаменитые люди примерно такого же роста. Оказалось, что это Питер Динклэйдж, сыгравший Тириона Ланнистера в «Игре престолов», и я поместила его на свою работу для сравнения. Мне кажется, что такие наиболее яркие детали хорошо работают для визуального восприятия и запоминаемости. Где-то мне хочется добавлять немного юмора, поэтому в моей работе есть сцена с зайцами, когда кеты тащат их за уши.

Сколько времени ушло на создание комикса?

Время, затраченное на работу сложно оценить, потому что процесс как бы творческий и собирательный. Сначала есть идея и какой-то набранный материал, на который опираешься, когда начинаешь рисовать. Затем в течение месяца я постоянно что-то перестраивала и перекраивала, потому что у меня была возможность работать над комиксом только в свободное время. Однако в какой-то из дней я все-таки села и довела свою задумку до конца.

Где была размещена Ваша работа?

На самом деле, это был пост от души, от себя, и поэтому разместила я его просто у себя на страничке с отметкой на краеведческий музей, так как именно они были вдохновителями. Затем это разошлось по Сети. Музей репостнул мой комикс к себе, в том числе и в Культуре 24 написали про это. На самом деле, мне было очень приятно. На сайте Краеведческого музея мой комикс был между записью о Марине Вишневской и постом про выставку Сурикова.

На чем в основном Вы специализируетесь как дизайнер и иллюстратор? Что такое бизнес-иллюстрация и скрайбинг?

Скрайбинг, графический дизайн и бизнес-иллюстрация – на самом деле три разных понятия. Скрайбинг это онлайн-процесс, когда иде фиксация смыслов параллельно с каким-то мероприятием на лист. В основном это либо флипчарт, либо листы, которые расклеиваются по стенам. То есть ты как художник делаешь некий комикс по словам спикера. Обычно это формат для конференций, какого-либо обучения или групповой работы. Скрайбинг дает возможность визуально зафиксировать информацию, нужную для работы. Можно сказать, что бизнес-иллюстрация – это одно из его ответвлений. Людям часто хочется перенести свои смыслы на бумагу в формате раздаточного материала или для постов, поэтому бизнес-иллюстрация предполагает некрупный формат, обычно это лист бумаги. Есть еще такое понятие, как  визуальные заметки. Это то, что мы рисуем для себя, когда слушая лекции, мы не  ведем линейные конспекты, а делая схематичные рисунки с главными тезисами. Дизайнер в таком случае фильтрует нужное, выискивает ценную информацию, коротко ее фиксирует в виде какой-то метафоры. Бизнес-иллюстрация схожа с визуальными заметками, просто визуальные заметки это то, что практически всегда делают только для себя, в своем блокноте, не на оценку.

Как много проектов Вам удалось создать?

На данный момент у меня много разных проектов, и достаточно сложно подсчитать их количество. За неделю даже я не могу точно оценить, сколько из них я уже сделала. Проекты над которыми я работаю разные: с кем-то мы делаем презентации без использования фотографий или стоковых картинок, то есть создаем уникальные рисунки, которые сильно выделяют спикера на фоне других. Также недавно я сдала 2 набора плакатов для стратегических сессий, в работе с ними тоже есть своя структура и закономерности. Они нужны для теренера, фасилитатора в учебной или рабочей группе, чтобы, и вовлечь, и помочь работать с информацией, но кроме того это просто красиво. Сейчас я работаю над собственным курсом про визуальные заметки. Мне кажется, что это очень важно для работы с информацией, особенно с точки зрения формирования системного мышления. Мы хорошо запоминаем что-то, когда ищем тезисы, которые в дальнейшем взаимодействуют с новой поступающей информацией, а визуализация в виде рисунков и схем помогает в этом, подключая творчество.

Как начинался Ваш карьерный путь дизайнера-иллюстратора?

Вообще я по образованию не художник и ранее с рисованием сталкивалась только на уроках ИЗО в школе. В скрайбинг и в графический дизайн я пришла самостоятельно где-то в 2015 году. Началось все с инфографики, я тогда работала в сфере образования: занималась продажей тренингов организаций и корпоративных обучений. Когда имеешь близкое отношение к процессам обучения, то постоянно видишь что-то новое. Как раз в то время стала быстро развиваться инфографика и появился скрайбинг: визуальные заметки. Я заинтересовалась и поступила на курс бизнес-иллюстрации, и дальше мое хобби переросло уже непосредственно в профессию, и с 2019 года я нахожусь на фрилансе. Первые заказы, которые ко мне поступали, были связаны именно с бизнес-иллюстрацией и с присутствием в формате скрайбинга на мероприятиях. На самом деле, скрайбинг –  это такая малоизвестная деятельность, но люди ее любят, и им нравится за ней наблюдать. Скрайбер делает истории про визуальное сопровождение. Очень часто материалы, которые были отрисованы скрайберами либо остаются у организаторов каких-либо мероприятий, для которых понадобился скрайбинг, и еще какой-то период используются как оформление, либо их забирают себе заказчики. Бывает, что такие рисунки даже становятся рекламным материалом. У меня были интересные проекты: я скрайбила на крупных российских форумах, в том числе на форуме Айтиком в 2021 году и на многих красноярских форумах.

Фото: личный архив Анастасии Мингазовой

Вероника БАКЛАНОВА