Город засыпает, просыпаются музеи

О том, как прошла музейная ночь в особняке Гадаловых

21 мая состоялась очередная Всероссийская акция «Ночь музеев», которая не обошла стороной и Красноярск. Свои программы в социальных сетях представили Музейный центр «Площадь Мира», Красноярский краеведческий музей, Музей художника Бориса Ряузова и, наконец, Красноярский художественный музей им. Сурикова. Последний в этом году удивил посетителей своим выбором темы и эксклюзивного дресс-кода — все происходящее было связано с романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», а гости должны были прийти в нарядах стиля кибербарокко. Мы решили погрузиться в эстетику литературы и авангарда, а потому провели «ночь» в особняке Гадаловых.

Любезное приглашение в мир кибербарокко

Как и обещали организаторы, двери особняка открылись в 19:30, за полчаса до начала события. Говоря без прикрас, внутренняя обстановка музея сразу погружает тебя в другую эпоху. Ты заходишь и встречаешь приветливых организаторов в экстравагантных костюмах и готических коронах, напоминающих лучи солнца. Тебе любезно протягивают программку и рассказывают о традициях этой «ночи»: «Мы за смелость сочетаний в одежде! Представьте, как будут смотреться платье эпохи барокко, модный современный пиджак и обилие кружев, когда наши художники нарисуют ваш портрет. Кстати, «Суриковский зал» сегодня тоже превратился в портретную галерею, на которую можно взглянуть с нашим искусствоведом». 

Вспоминая другую нашумевшую «Музейную ночь», прошедшую в «Площади Мира» почти месяц назад, невольно отмечаешь различия в организации. Ощутив на себе в прошлый раз стояние в километровых очередях и давку в толпе, пытавшейся найти (именно пытавшейся, потому что заблудиться в здании было намного проще) интересные локации, эта «Ночь музеев» кажется раем. Понятные маршруты, ограниченное количество билетов, организаторы, готовые подсказать тебе путь к нужной точке — так, как все и должно быть.


Внутри: бесконечные портреты и Ахматова

Внутри и снаружи особняка представлено несколько площадок. Первая из них находится внутри — это место, где приглашенные художники с радостью нарисуют твой скетч-портрет на бумаге. Мы занимаем удобное место рядом с художницей, представившейся нам Ольгой. На девушке надеты туфли с высоким толстым каблуком, черные широкие атласные брюки, незастегнутая кофточка, которая перекрывала белую рубашку с кружевами, а на ее голове находилась аккуратная, почти незаметная, диадема, выделявшаяся лишь своим белым цветом на фоне темных волос. Хоть портрет писала Ольга, но мне показалось, что она и сама должна быть где-то запечатлена в таком образе. Особенно запомнились мне ее «ахматовские» черты лица — нос и челка. 

— Вы очень напоминаете мне Анну Ахматову!
— Она мне очень нравится, кстати. Мы с ней близки и в том, что обе творим искусство.

Готовый портрет художница отдает нам через 15 минут. Выполнено прелестно, но в подробном описании он, на мой взгляд, не нуждается.

Внутри музея были площадки с картинами Ильи Репина, Василия Сурикова, и все — портреты! Разглядывая один из них, мы прислушиваемся к речи искусствоведа, который объясняет разницу между парадным и интимным изображением человека на картине. Проходишь прямо по коридору и замечаешь, будто часть портретов смотрит на тебя, а другая часть — переглядывается между собой. Вот княгиня П. И. Щербатова в голубом платке. Она смотрит прямо и уверенно, слегка приподняв голову, как будто пытается показаться приветливой и в то же время скрыть свой интерес ко всем людям, которые остановились напротив нее.


Неожиданное музыкальное представление 

Следующая остановка старинного особняка — просторный светлый зал с высокими потолками и окнами — не менее поэтическое место. Зрители вместе с нами заходят в помещение через арочную дверь. Первое, что мы слышим, — скрипку. Музыканты оркестра начинают играть. Далее все обращают внимание на интерьер: зеленоватые стены с висящими на них картинами, готические люстры, деревянные двери; затем все замирают.

В это мгновение музыка стихает, а свет гаснет. Поначалу возникает неловкое ощущение, будто «Ночь музеев» уже завершилась, а тебя об этом предупредить забыли. Зрители в это время успевают занять свободные места. Все ждут, затаив дыхание. Сейчас что-то будет. 

На воображаемую сцену выходит высокий молодой человек. Разглядеть происходящее пока что сложно. Он начинает свое представление. С первых минут поклонники Оскара Уайльда, сидящие в зале, понимают, что перед ними — Дориан Грей. История ведется от первого лица. Она многим знакома и повествует о внешней красоте, душевном уродстве и человеческих пороках. Но актер, которого представили как Дмитрия Васяновича, рассказывает историю как-то по-своему, с авторской интерпретацией, и от этого она становится более интересной и непредсказуемой. Хочется поскорее узнать, чем все закончится. Может, у нового повествования вовсе другая развязка?

Моноспектакль сопровождается игрой камерного оркестра. Слушаешь и понимаешь, что это та игра, при которой даже с закрытыми глазами будут понятны испытываемые актером эмоции. Если это наслаждение, удовольствие, то музыка торжественная, размеренная, если душевные терзания — тревожная, быстрая, как учащенный пульс.

После представления всех желающих приглашают поучаствовать в завершающем творческом и довольно необычном событии. Мы идем красить 28 метров стены.


Портрет Дориана Грея в нашем исполнении

Художница Анастасия встречает нас у стены, на которой всем предстоит изобразить тот самый портрет Дориана Грея. Она предлагает использовать все подручные средства — акрил, краску из баллончиков, валики и кисти. Процесс выходит увлекательным, особенно для тех, кто пробует рисовать граффити впервые. 

— А как этим пользоваться?

— Распыляем краску на расстоянии примерно 30 сантиметров от стены, чтобы равномерно нанести слой.

— Так?

— Давайте покажу, а дальше вы сами!

По словам Анастасии, портреты вышли, хотя и немного абстрактным, но довольно симпатичными. На мой взгляд, главными и в их создании, и во всей «Ночи музеев» были ощущения. Как завещал Оскар Уайльд: «Исцелять душу с помощью ощущений и исцелять ощущения силой души».


Фото: Красноярский художественный музей В. И. Сурикова

Алина ВАРЛАХИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.