Актер театра им. А.С. Пушкина Иван Янюк: «Талант – всегда первостепенен в актере»
Иван Янюк – актер театра им. А.С. Пушкина с 2008 года. Иван окончил театральный факультет Красноярского государственного института искусств (курс н.а. России В.А. Дьяконова). В своем интервью он поделился историей о своем поступлении, рассказал про свои взгляды на актерское мастерство и затронул тему семьи.
Поступление
Когда вы решили поступать на актерский факультет, сомневались ли вы хоть на секунду? Если нет, то почему?
Нет, я совсем не сомневался. Актерское искусство определенно было мне интересней, чем, например, технические специальности. Еще со школьной театральной студии, я понимал, что мне это легко дается.
Вам удалось попасть на курс к одному из самых влиятельных и известных актеров страны – Валерию Аркадьевичу Дьяконову. Было ли проблемой поступить к нему на курс?
Скорее, нет. У меня случилась интересная история с поступлением. Я нашел телефон Валерия Аркадьевича, позвонил ему, может быть, это было немного нагло с моей стороны, но я все равно это сделал.
И он пригласил вас на вступительные экзамены?
Нет, не все так просто. Сначала я узнал, сможет ли он посмотреть мои актерские навыки. Еще до вступительных я представил ему короткий отрывок, и он сказал приходить на экзамены.
В этот момент вы поняли, что он точно вас возьмет к себе на курс?
Нет, он не дал мне точного ответа и надежды, но внутри я чувствовал, что ему всё понравилось.
Реализация в профессии
Чаще всего актеры мечтают о главных ролях, о съемках в кино и о многом другом. Были ли у вас какие-то мечты, связанные с вашей профессией? Сбылось ли что-то?
Были мечты попасть в кино, но они не сбылись в полной мере, как вы можете видеть, я актер театра. Я не прикладывал много усилий, чтобы сниматься в фильмах.
Если говорить про мечты – сыграть определенные роли, то их как таковых не было.
А вы используете весь потенциал в театре?
Скорее всего, нет. Мне не хватает интересных работ. Сейчас я могу оценить свой, так сказать, энергетический «расход» примерно на 40%. Выдающиеся работы, конечно, есть, но их не так много. Например, роль Гамлета – это короткая роль, но заявлена она очень ярко.
Также у меня есть своя школа театральных и речевых тренингов «Культура». Это как раз тот момент, в котором я реализовал свои желания и свой потенциал, я рад, что развиваю свой проект.
У вас есть большой актерский опыт. Скажите, возможно ли научиться актерскому мастерству?
Можно научиться какому-то определенному набору навыков, но стать профессиональным актером без таланта, по моему мнению, невозможно.

То есть даже если у человека есть сильное желание стать актером, он им не станет без таланта и, соответственно, выходить на сцену ему нежелательно?
Определенно. В театре должны работать даровитые люди. Талант – всегда первостепенен в актере. Выйти на сцену он, конечно, может, но бесталанного человека видно сразу.
Театральная весна
Вашу роль Мавруши в спектакле Олега Рыбкина «Смерть Тарелкина» номинировали на фестивале «Театральная весна». Как вы относитесь к этому?
Я не отношусь с трепетом к этому мероприятию. Я считаю, что это «домашняя радость». Для меня в этой роли нет какой-то уникальной особенности. Всегда закрадываются мысли, что этот фестиваль спроектирован.

Считаете ли вы что эта роль была справедливо номинирована?
Я не знаю, справедливо ли она номинирована, не могу судить. Но, признаюсь, был немного шокирован, потому что, по моему мнению, у меня есть работы намного лучше, например, тот же Гамлет (из спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы») или Человек из Мытищ (из спектакля «Человек из Подольска»).

Работа с режиссерами
Вы находитесь в постоянном составе у главного режиссера Олега Рыбкина. Насколько вам нравится работать Олегом Алексеевичем?
Мне комфортно работать с Олегом Алексеевичем. Я понимаю, что именно он хочет видеть на сцене. Этот режиссер научил меня ориентироваться на себя.
Моменты в работе
Как вы считаете, что именно важно в спектакле?
Чтобы у зрителя было понимание, насколько процесс, происходящий на сцене, сложен. Он должен уходить с проблемой в душе. Это задача режиссера – он должен сделать так, чтобы человека после просмотра «ломало», чтобы он уходил с болью на сердце.
Есть ли моменты, связанные со зрителями, которые вас расстраивают или разочаровывают? Если да, то какие?
Есть, конечно. Иногда, после определенных спектаклей, аплодисменты очень «жидкие», но я думаю, что это беда постановок, которые не захватывают зрителя. Им даже не хочется руки свои напрягать.
Особенно молодой зритель стесняется проявлять эмоции, Актерам очень приятно видеть признание и благодарность, тогда и спектакль «прогрессирует».
А есть ли приятные моменты? Если да, то какие?
У нас принято вставать на поклоне. Когда приезжают московские театры, они очень удивляются.
Семья
147-ой театральный сезон начался с радостного события – у вас родилась дочь. Какие у вас произошли внутренние изменения?
Сразу скажу, что поменялось многое. Когда родился мой первый ребенок, мне казалось, что всё идёт своим чередом. Спустя 10 лет после рождения сына (первого ребенка), у меня родилась дочь. Я почувствовал, что мне хочется проявлять больше заботы к обоим детям.
Как ваш сын, ваш первый ребенок, отреагировал на это событие?
Он очень искренне радовался. У моей первой жены очень большая семья, поэтому у сына много братьев и сестер, и я думаю, что этот факт повлиял на его реакцию. Я счастлив, что мной сын проявляет заботу и нежность к своей семье. У меня такого опыта не было, потому что в семье я рос один.