«Было слышно, как скрипят в голове шестерёнки и летят разные мнения»: Анастасия Котенева о стратегической сессии старост СФУ

В СФУ 5 мая прошла сессия для старост. На интенсивы собрались представители институтов СФУ для обсуждения алгоритма создания старостата.

Мы поговорили с руководителем старостата Института экологии и географии СФУ Анастасией Котеневой. Она рассказала о своём опыте деятельности в старостате, для чего нужен этот орган управления и какая ситуации со старостатами в СФУ сейчас.

Что такое старостат и почему это важно

Настя, расскажи, пожалуйста, для начала, что такое вообще старостат и для чего он нужен?

Старостат — это студенческое объединение, которое собирает всех старост института или большую их часть вместе. Он нужен для эффективной коммуникации с администрацией как института, так и университета в целом. Это такой орган, который упрощает жизнь и старостам, и студентам, и администрации.

Старостат существует, чтобы обмениваться опытом, решать какие-то возникшие проблемы. Например, выстраивать удобную коммуникацию с заместителем директора по воспитательной работе. Более того, это ещё аккумуляция мнений  — старостат помогает объединить разные мнения и выбрать лучший путь развития.

В чём главная задача старостата на твой взгляд?

Координация учебного процесса. На мой взгляд, это первостепенная задача объединения. У старосты может быть много задач и дел, но тут главное разделять: чем должен заниматься староста, а чем он может заниматься. Разъяснение зоны ответственности — это тоже одна из важных задач старостата.

Более того, старостат — это идеальный способ организовать обратную связь с учебным отделом и деканатом. У многих существует установка, что администрация института настроена к студентам враждебно или вообще их жизнью не заинтересована. Кто-то даже думает, что там на всех уже лежат приказы об отчислении, заранее так сказать. На самом деле, это миф и старостат помогает это донести до студентов.

Во многих ли институтах СФУ есть старостаты сейчас?

Я бы сказала, что у нас в университете больше институтов, где нет старостата. Есть ещё ситуации, когда старостат есть на бумагах, но фактически не функционирует так, как должен. Где-то его деятельность ограничивается простой беседой Вконтакте со старостами, где особо ничего не происходит. Такая ситуация, например, в Институте филологии и языковой коммуникации и Институте космических и информационных технологий.

Жизнь в роли руководителя старостата

Как ты пришла к руководству старостатом?

Я стала руководителем старостата ИЭиГ в сентябре 2020 года. Было сначала собрание с выступлениями кандидатов, где мы рассказывали почему хотим стать руководителями и представляли программу. После этого состоялись выборы. На них голосовали старосты и активисты молодёжного центра.

Почему ты решила выдвинуть свою кандидатуру на должность руководителя старостата?

Мне было интересно посмотреть изнутри, что такое старостат. Я была старостой с первого курса и тогда я узнала, что у нас есть глава старостата. Он постоянно всем помогал, решал какие-то вопросы и в голове промелькнула мысль: «Вау, серьёзная женщина. Я хочу попробовать».

В чём заключается твоя работа?

Изначально работа была больше административная: разобрать бумаги, собрать отчёты. Потом пришло понимание того, что старостат можно тоже чем-то наполнять. Например, обучением старост. Не все сразу знают и понимают, что делать в стрессовых ситуациях. Поэтому старостат важен и нужен для того, чтобы их научить. Этим и занимаемся.

— Что тебе уже удалось сделать за время своего руководства?

Мне удалось организовать эффективную систему обратной связи со старостами. Старосты стали более открыто рассказывать о проблемах с коммуникацией. В связи с этим и решение этих проблем стало быстрее.

Сложно ли тебе совмещать деятельность руководителя и учёбу?

Сейчас с уверенностью могу отметить, что уже не сложно. В самом начале я немного не понимала, как с этим работать и скатилась по учёбе, даже на пересдачи ходила. Потом, я смогла организовать своё время и сейчас всё хорошо. Это дело привычки на самом деле.

Стратегическая сессия старост СФУ

Как для тебя прошла стратсессия старост СФУ? 

Это был мой первый опыт организации мероприятия подобного масштаба. К счастью, фраза «первый блин — комом» не сработала и всё прошло отлично. Обрадовало то, что пришли инициативные ребята, которым понравилось работать. Не было такого, чтобы мы кого-то заставляли.

Какие впечатления от участников сессии? 

Запрос на это мероприятие поступил от них самих: на прошлом сборе старост многих заинтересовала тема старостата. Ребята сами просили провести обучение по тому, как его сделать, поэтому они были активные. Обсуждение проходило очень живо и было слышно, как скрипят в голове шестерёнки и летят разные мнения.

Не все понимали, как организовать такое объединение, как старостат, хотя у многих был опыт руководства. Дело в том, что старостат это не просто студенческое объединение, которое занимается только внеучебной деятельностью. Он занимается и административными задачами. Даже морально это ощущается совсем по-другому.

Что вошло в программу стратсессии старост?

У нас была базовая информация: какая может быть структура старостата, с кем коммуницировать по разным вопросам, тонкости работы старостата. Основной программы было обсуждение того, как создать старостат в своём институте. 

Для чего вообще была нужна эта сессия?

Нашей целью было объяснить что такое старостат и зачем он нужен. Мы хотели показать, как делать можно и нужно, а как поступать не стоит. Главная задача была донести мысль, что мы не заставляем ребят делать всё в точности, как предлагаем мы, а просто поделиться опытом.

Благодаря этому мы заметили, что у участников образовались разные концепции и подходы к созданию старостата. Если обобщать, то можно выделить две сформировавшиеся модели создания старостата.

В чём суть этих концепций?

Первая модель заключается в том, что создание старостата происходит в симбиозе с молодёжным центром института: чтобы они могли кого-то подтянуть, что-то подсказать и помочь в продвижении организации. А вторая модель больше про то, что старостат изначально является обособленным органом и работает узко только со старостами.

Мне кажется, и то, и другое, имеет право на жизнь. Всё зависит от специфики института и заинтересованности в этом деле молодёжного центра.

Что стало итогом работы на страсессии?

Участники в конце получили задания создать старостат. Они должны составить план работы и презентовать их заместителям по воспитательной работе своих институтов. Встречи с ними уже организовали сотрудники отдела воспитательной работы, чтобы ребята не боялись и не ломали голову о том, нужно ли это руководству. Мы им показали, что нужно.

Фото: личный архив Анастасии Котеневой

Софа МИКРЮКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.