Реставрации идут, а здания всё равно разрушаются:  в чём проблема ремонта объектов культурного наследия?

Обновлённый фасад Аграрного университета начал разрушаться. 30 марта со стороны проспекта Мира на тротуар упал элемент убранства. С фасада продолжают сыпаться мелкие детали, и часть тротуара пришлось обнести предупреждающей лентой. 

Здание, принадлежащее Красноярскому государственному аграрному университету, имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. «Торговый дом Гадалова» — это памятник гражданской архитектуры последней трети XIX — начала XX века.

Проект по восстановлению дома Гадалова заказали летом 2018 года. Контракт на капитальный ремонт здания обошёлся федеральному бюджету в 41 млн рублей. В июне 2019 года началась реставрация. Работы, которые проводило ООО «Георг», планировалось закончить 30 ноября 2019 года, однако в 2021 году в проект внесли «корректировки, связанные с принятием дополнительных мер по восполнению утраченных участков отделки дома, воссозданием кирпичного цоколя на фасаде, с заменой водосточной системы и другими необходимыми работами», как указано на сайте Главгосэкспертизы. Был заключён ещё один контракт на 19,2 млн рублей. Строительные леса вокруг дома Гадалова убрали в октябре прошлого года. 

Почему же так вышло, что недавно отреставрированный архитектурный памятник начал разрушаться? 

Стоимость восстановительных и ремонтных работ рассчитывается по ставкам 2012 года, то есть у госконтрактов на реставрацию слишком низкая цена. Опытные подрядчики отказываются от таких условий работы. Остаются исполнители, которые готовы работать на любых условиях заказчика: по низкой цене, в сжатые сроки, с любыми материалами. 

«Именно подход к установлению расценок становится причиной того, что «невыгодные» с точки зрения дальнейшего использования памятники разрушаются, так и не дождавшись реставрации. Предприниматели и фирмы с лицензией Минкультуры хотят достойной оплаты за свою работу. В итоге контракты либо достаются компаниям с низкоквалифицированными специалистами (такие рады любой работе и любой оплате), либо вовсе остаются без исполнителя», — высказывается архитектор Александр Петров издательству Энтазис. 

Чтобы предотвратить некачественное выполнение реставрационных работ, существует процедура авторского надзора. Автор проекта или другие его разработчики следят за качеством выполнения работ по восстановлению. Но дело в том, что в процессе производственных работ никто не проверяет их качество. Авторский надзор осуществляется уже после выполнения одного из этапов проекта. И, если будут замечены несоответствия, комиссия вынесет предписания об устранении недочётов. Только вот эти недочёты могут стать решающими в процессе реставрации, и на их исправление может уйти время. 

Существуют также случаи, когда авторский надзор вообще отсутствует, а акт приёма отреставрированного объекта, несмотря на недостатки, подписывают. Обратимся к одному из таких примеров. В 2019 году в Москве испортили фасад бывшего Доходного дома. Местный житель опубликовал на своей страничке в социальной сети фотографии «до и после» реставрации.

Фото Романа Попова

Есть ещё один случай неудачной реставрации. В центре Москвы стоит Торговый дом Кузнецова, украшенный тремя масками бога Меркурия. Одну из них в сентябре 2015 решили отреставрировать. Вышло неудачно. 

Фотограф неизвестен

Министерство культуры, в подведомстве которого находятся объекты исторического значения, пыталось предпринимать меры по профилактике некачественных работ. Так в 2017 году Минкульт ввёл обязательное лицензирование компаний, выполняющих реставрацию. Это было сделано с целью отбора высококвалифицированных специалистов. В связи с этим список компаний, имеющих лицензию значительно поредел. Возникла острая нехватка специалистов. 

И сегодня мы наблюдаем плачевную картину: реставрации идут, а здания всё равно разрушаются. История про разваливающийся фасад Аграрного университета пока развивается. Никита Троценко, специалист пресс-службы университета, сообщает, что администрация уже связалась с подрядчиками, дефекты будут исправлять.  

Александра Мамаева

Фото: Мария Антюшева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.