Безумные барабанщики

«Бей в барабан, но все ж не слишком лихо, —
 уменья громогласьем не порочь,
Ведь все, что ты обрёл, играя тихо,
утратишь, барабаня во сею мочь!» 
Сиддхартха Гаутама «Собрание палийских джатак»

Каждый четверг в центральном парке открывается портал в другое измерение. Так называют Чайную Юрту, переносное исконное жилище кочевников, где собираются жители и гости города Красноярска на еженедельное мероприятие «Безумные барабанщики. Признаюсь, я не поклонник горна, этнических барабанов и ритмов Африки и Ближнего Востока, но это место оставило след в моём сердце.

Место встречи со Вселенной

«Где в этом парке найти Юрту? Ты хоть раз, бывая здесь, замечал её?», — спрашиваю я у друга. Опять опаздываем: автобус собрал по пути все пробки. Церемония вот-вот начнется, а мы заблудились…

«Вижу!», — проносится мысль в моей голове. Юрта спряталась за деревьями, слева от главной сцены парка. Из трубы тонкой струей вверх поднимается дым. Уверенным шагом мы подходим, как мне тогда показалось, к главному входу. Заглядываю в маленькое жаркое помещение, здороваюсь с незнакомцем. Делаю вдох, приготавливаясь задать вопрос, но слышу: «Вход с другой стороны, девушка». Наверное, я его не первый случайный гость на сегодня.

Отмечу, что локация выбрана не случайно. Организаторы считают, что это идеальное пространство для гармоничного слияния с природой в городской среде. И правда! Приоткрываем дверь и попадаем в большое куполообразное помещение. Тепло разливается по всему телу. В Юрте витают ароматы турецких сладостей и сушеных трав. Справа вижу барную стойку исключительно для приготовления чаев. Разуваемся и ступаем на мягкие ковры. При тусклом свете, который создают лишь подвесные фонари, стараюсь разглядеть узоры под ногами. Ностальгия пробирает до пят —  ковры возвращают в детство: в сознании возникает родное село и бабушкина комната. Все стены увешаны медвежьими шкурами, ворсистыми коврами, защищающими от холода, и глиняными масками. В центре находится тюндюк (круглое отверстие в центре купола, служащее для дневного освещения). С него свисают ленты с кисточками, нам подсказали, что они называются шашак бау. Ленты символизируют звезды и созвездия и отгоняют злых духов. Полукругом располагаются низкие деревянные столы (дастарханы), за которые нас и приглашают сесть. Мы пристраиваемся на мягких тюфяках и погружаемся в состояние расслабленности, готовности зарядится силой и энергией всех стихий. Постепенно Юрта наполняется людьми, и начинается представление…

Ты — дома!

Пока мы выбираем чай и сладости. В центре, чуть левее тюндюка, гости рассаживаются по кругу. У каждого между ног зажат барабан Джембе. По форме он напоминает песочные часы. В круг выходит высокий мужчина в обычной белой футболке, черные кудрявые волосы собраны в хвост. Удивляюсь, так как ожидала увидеть шаманов в традиционном костюме. Александр (так зовут барабанщика) приветствует всех собравшихся и произносит: «Когда над головой у тебя — небо, вокруг — бесконечность организованного в круг пространства, по центру — живой очаг, то внутри тебя — гармония и согласие с миром: ты находишься в Юрте, ты  — дома!». 

Александр проводит небольшой мастер-класс, кратко описывая техники игры. Мы же с другом сосредоточенно выбираем чай. Их в меню огромное количество: от имбирных черных до лаймовых зеленых. 

Внезапно справа возникает потерянное лицо. Парень лет двадцати с надеждой смотрит то на нас, то на собравшихся в круг людей и повторяет: «А я…тоже хотел. Мне на барабанах нельзя что ли…». На секунду я подумала, что он сейчас расплачется. Так бы и произошло, но бойкий Александр тут же подскочил к бедолаге и указал на свободное место. Теперь все в сборе, техникам обучены, а это значит, что можно начинать! Помещение тут же наполнилось беспорядочными ритмами, кажется, что перепонки вот-вот лопнут. Какая здесь музыка? Спустя несколько секунд барабанный шум превратился в ритмичный рисунок и распространился по Юрте.

Три огромных барабана встали во главе этнического оркестра. За ними — три мужчины, образы которых настолько отличались, что я внезапно поняла: в Юрте собираются не столько почитатели древних традиций народов Сибири, сколько ребята, движимые зовом своего инструмента и сердца. Первый барабанщик больше напомнил мне зэка: жилистое тело усеяно татуировками, сосредоточенные черные глаза смотрят в одну точку, руки безостановочно отбивают ритм. На голове, несмотря на жару в Юрте, натянута желтая шапка. Второй инструменталист выглядел как Александр: серая футболка и шорты. Он изредка поглядывает на собравшихся и улыбается.

Сидевшие за столами гости поднимаются с мест и начинают пританцовывать. Сначала они делают это робко, но с каждым новым ударом движения становятся смелее и динамичнее. Женщина в юбке в пол рисует кистями рук в воздухе узоры и на каждый звук барабанов подаётся телом то вперед, то назад. Глаза закрыты. Наверное, она полностью отдаётся ритмам безумных барабанщиков. Я тоже хочу! Вскакиваю как ошпаренная и присоединяюсь к ней. Стараюсь выключить голову и очистить мысли. Расслабляю тело, позволяю себе двигаться в такт ударам. Сквозь сознание слышу звуки горна, варгана и…голос. Открываю глаза: у микрофона девушка. Она не поет. Дышит, шепчет, но не поёт. Вокруг меня уже собрались люди, они тоже танцуют. Раздается конечный бой, и Александр останавливает оркестр. Перерыв 10 минут. Поворачиваюсь лицом к барабанам. Интересно, а у меня получится?

Часть целого

Сажусь на место и допиваю уже остывший малиновый чай.  Перерыв подходит к концу, и гости начинают ближе подбираться к кругу с барабанами. Вскакиваю с тюфяков и занимаю место возле инструмента. Начинаю внимательно рассматривать других участников: слева от меня садятся парни, уверенно зажимают барабан между ног. Видно, что они уже не просто любители…Справа располагаются солисты — три главных барабана.

Вначале среди профессионалов-барабанщиков чувствую себя неуверенно и, признаюсь, подсматриваю за движением их рук. Барабанщикам же нет до меня дела. Первые удары я делаю осторожно, будто пробую барабан на прочность, потом закрываю глаза и растворяюсь в его ритме. Так продолжается несколько минут. В круг заходят две девушки и начинают исполнять африканские танцы. Они кружатся, прыгают, меняются местами. На лице — восторг. 

Оркестр продолжает играть, а я понимаю, что едина с безумными барабанщиками. Точнее, я сама на три часа стала безумным барабанщиком. 

Вечер подходит к концу. Александр благодарит всех собравшихся за отлично проведенное время. 

«В следующий четверг ждем всех на Татке. Знаете, там, где обычно кормят сусликов. Если вам понравилось, то приводите друзей. Если не понравилось, то — врагов». 

Улыбаюсь. Кажется, в следующий четверг у меня появились планы.

Ангелина САЛАМАТОВА

Фото: Ангелина Саламатова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.