«Непотерянное поколение»: как отразились ограничения на студенческой культуре СФУ

Почти на год — с марта 2020 года по февраль 2021 — все репетиции и выступления студентов Сибирского федерального университета перешли в дистанционный формат. Лишь в феврале коллективы вернулись к репетиционному процессу. За этот год Центр студенческой культуры освоился в новых условиях. Директор ЦСК Дмитрий Баталов рассказал о том, как существует студенческое творчество после года ограничений.

—Недавно прошли «Институтские программы». Во второй день все программы были психологически тяжелыми. Ты связываешь это с годом ограничений?

—Да, сейчас прошел год самокопания, накопление негативной энергии без ее выплеска. В прошлом году были тоже работы сугубо негативные, тяжелые, мрачные. История простая — это тенденция духа времени. Молодежь не видит какого-то позитива в будущем. То, что сейчас — тяжело, а будущее вообще пугает. Есть лишь позитив, связанный с неким абстрактным «раньше» — смешанным перманентным прошлым, когда было «хорошо».

—Какие потери перенесла студенческая культура в СФУ за последний год?

—Прежде всего, это поколение первокурсников, которые мы сейчас вытягиваем. Оно потерянное, но наша задача эту потерю сгладить. Кто-то уже ушел из нашего поля и никогда не вернется. Но то, что получается как-то обратно подтянуть — это уже хорошо. На «Новую весну» и «Институтские программы» пришло много первокурсников.

—Что еще пострадало?

—Репетиционный процесс. Все коллективы поддерживали форму, сидя дома, но разучить что-то новое было невозможно. Мы были готовы к тому, что на студенческой весне местами будет прасад.

Потеряли две трети лиги КВН, потому что не было «Прошу слова» у первокурсников, но мы решили сосредоточились на «старичках».

—И это дало свои результаты?

—Да, наши команды попали в две телевизионные лиги. «Ищем себя» — в первую лигу КВН, а «Азиа чикас» — в премьер-лигу. Это вообще уникальный случай для СФУ.

—Студенческая культура — это про публичные выступления. Как удалось адаптироваться к формату, где нет публики?

—Мы приняли решение не распыляться на мелкие онлайн-проекты. Все делали квизы в зуме. Почему это должно быть интересно? А вот быть в авангарде и пробовать что-то сложное и новое — наш путь.

Пробой пера была онлайн-разминка лиги КВН СФУ. Технический процесс сейчас кажется не самым сложным: команды и жюри были в прямом эфире, а вопросы были заранее записаны от звезд КВН со всей России. Но тогда это был первый очень тяжелый опыт, ради которого мы потратили не мало нервов и сил.

Второй проект — «СФУ поёт песни Победы», где участники наших вокальных студий исполнили военные песни дуэтом со звездами. На мой взгляд, этот проект недооценен самими студентами. За пределами СФУ его оценили больше, чем в самом университете.

Осенью прошел интеллектуальный этап «Кубка первокурсников», а затем «Zoom’еры – 2020» — большой и сложный фестиваль творчества. Сначала это был заочный этап, когда участники присылали видео, а жюри просматривали их. Были определены лучшие работы, а после среди всех работ отбирали разные для съемки — местами совсем полярные по форматам и качеству, потому что это уже шоу. В кабинете организовали студию, свет, несколько компьютеров с режиссерскими пультами. Участники выступали прямо из дома. Задействовали жюри из пяти городов России.

—Есть ли будущее у подобного формата?

—Я надеюсь, что больше не будет такой задачи, а навык работы в лайве пригодится не из-за пандемии, а по другому поводу. Это был прецедент работы, когда нужно было работать с трансляциями. А сейчас мы решили: если трансляция не нужна, давайте без нее, потому что это невероятно сложный процесс.

—Я правильно понимаю, что у вас сейчас нет планов применять эти форматы?

—Я точно понимаю, что они пригодятся. «Новую весну» мы сделали без зрителей — она вся снималась. Это очень удобно, потому что копится архив. И не всем интересны какие-то творческие форматы, а я всегда против того, когда людей на сцене больше, чем людей в зале.

—Если подводить итоги дистанционки, как изменилась студенческая культура?

—У любой медали две стороны. Много времени, навыков и ресурсов утрачено. На самом деле, мы боялись, что потери будут больше. Оказалось не так критично. Мы думали, что часть коллективов исчезнет, но все сильные коллективы остались. Кроме того, мы приобрели большие навыки работы с медиа и осознали важность медиапространства.

—На что сейчас нацелены творческие силы Центра студенческой культуры?

—Сейчас все нацелено на «Российскую студенческую весну» в Нижнем Новгороде, куда 12 мая отправляется большая делегация от края, в том числе от СФУ.

Софья ТОЛСТОПЯТОВА

Фото: Центр студенческой культуры / VK