Невесты и диктаторы, или с кем не бывает

10 апреля в России прошла ежегодная просветительская акция «Тотальный диктант». В проекте приняли участие сотни людей, в разных городах страны были задействованы десятки площадок. Но, кажется, особенно необычно диктант прошёл в библиотеке Сибирского федерального университета.

Боясь опоздать, буквально влетаю в читальный зал на четвёртом этаже. На входе расписываюсь в списках участников. Девушки-организаторы, встречающие участников у входа, вежливо улыбаются и желают удачи.

— Берите бланк и ручку и присаживайтесь.

На экране проектора на дальней стене выведена надпись «Тотальный диктант-2021». К моему удивлению, аудитория почти не заполнена, всего не больше 20 человек. Немного растерявшись, выбираю один из боковых столов. Смотрю время: 14:54. И зачем я так бежала? Ладно, с кем не бывает.

С моего места хорошо видно, чем занимаются другие люди: кто-то тихонько переговаривается между собой, кто-то сидит в телефоне, а парень в серой толстовке и вовсе достал блокнот и принялся там что-то рисовать.

— Добрый день. — разрывает тишину невысокая женщина за трибуной. — меня зовут…

Главный библиотекарь Ирина Юрьевна рассказывает о порядке проведения диктанта и очередной раз желает удачи.

— Теперь давайте послушаем приветственную речь автора текста Дмитрия Глуховского.

Однако что-то идёт не так. Несколько раз Ирина Юрьевна пытается развернуть видео из презентации, но не получается. Участники посмеиваются, но смотрят речь современного писателя в маленьком окошке презентации. Странно, по программе должны были показать фильм, сценарием которого и стал текст для диктанта.

— А теперь позвольте пригласить к микрофону диктатора…

Я роняю ручку и от удивления даже не слышу имени «диктатора», который, судя по всему, должен быть диктором. Мне послышалось, или человек просто оговорился? Справа от меня слышится сдавленный кашель: грузный мужчина лет сорока пяти пытается подавить приступ веселья. Значит, не послышалось. Ну ничего, оговорился человек, с кем не бывает.

На кафедру поднимается невысокая блондинка. На диктатора вроде не похожа. Она рассказывает о процедуре проведения диктанта: сначала мы должны послушать чтение текста от автора, затем послушаем текст от неё, напишем под диктовку, снова послушаем полный текст от диктора и от автора. Первое, что мне подумалось, что такими темпами я смогу выучить текст наизусть.

После заполнения бланков на экране снова включается видеозапись. Дмитрий Глуховский сидит на высоком стуле и загадочно смотрит в лист бумаги.

— Часть вторая. «Фата».

Автор пытается читать выразительно, даже пафосно. Томным, хрипящим голосом он рассказывает о волнениях невесты перед свадьбой. Девушка слева от меня мечтательно улыбается, а к концу ролика и вовсе тихонько хлопает в ладоши.

Заполняем бланки и наконец приступаем к диктанту. Диктор начинает:

— Она положила руку на живот, прислушалась…

— Можно помедленней? Я не успеваю записывать.

Всё внимание на парня в серой толстовке, который ранее был увлечён рисованием в своём блокноте. Тихий смех снова разносится по аудитории. Но с кем не бывает, кто-то просто очень медленно пишет.

— Итак. Она положила руку на живот, прислушалась… Следующее предложение с красной строки. Платье было свободным… Следующее предложение с красной строки. И всё же глупо это было в зеркале…

Кажется, каждое новое предложение надо писать с красной строки. Странно, но и такое бывает.

— … стала рисовать себе глаз заново: огромный, наивный, влюблённый. Повторяю полностью предложение.

Женщине за вторым столом, кажется, стало особенно весело. С улыбкой она что-то говорит своей соседке, рукой показывая себе на глаз. Наверное, её очень впечатлила эта часть текста.

Мы продолжаем писать историю невесты: как она выходит в зал, как говорит с женихом, вспоминает не дожившего до этого момента отца, и гости даже перестают жевать из уважения. Мы завершаем написание трогательного текста и прослушиваем с начала.

— Давайте последний раз послушаем чтение Дмитрия Глуховского.

На этот раз видео не только не открывается на весь экран, но ещё и «тормозит».

Официальная часть завершается. Ирина Юрьевна предлагает поблагодарить «диктатора» и объясняет, как узнать результаты диктанта, которые будут опубликованы после 14 апреля. Посетителям библиотеки, не учащимся в СФУ, предлагают провести экскурсию и получить читательские билеты. Я и ещё пара человек уходим. После диктанта знакомые делятся, какие моменты для них спорные, где они поставили запятую, а где тире. Одна девушка смеётся, что ей надо переучиваться с первого класса. А поклонница текста Глуховского расстроилась, что не показали фильм.

Я не разделяю её печали. Если честно, мне не понравился текст, да и организация хромала, но с кем не бывает. Зато было весело.

Анна ОНИЩУК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.