“Прямо сейчас поэзия лежит разбухшим трупом утопленника”: современный поэт о творчестве

Поэзия – несомненно, значимое ответвление в искусстве. Человек знаком с поэзией с самого начала жизни и, взрослея, продолжает встречать ее повсеместно. Сначала мы учим детские стихи, чтобы натренировать память, затем мы знакомимся с великими классиками в школе, потом добираясь до университета, слушаем акомпонимированные стихи.

Но где же та самая поэзия сейчас? Насколько тяжело быть поэтом в современных реалиях? И о чем пишут сейчас, в эпоху потребительской культуры и ежедневных тонн контента? На эти и другие вопросы сегодня ответит Егор Герантиди – современный молодой поэт, творчество которого происходит на просторах собственного паблика во ВКонтакте.


Начнем с того, что на самом деле я – Георгий. Мы с родителями решили, что Егор будет проще и удобнее, тем более, что по этимологии все так и должно быть. Сейчас я студент менеджер-маркетолог, работаю проект-менеджером и занимаюсь всем подряд, в свободное время пишу.

Ты начал писать с самого детства или случилось что-то, что тебя подтолкнуло к началу творческой деятельности?

Мы с ребятами, будучи 12-летними детьми решили собрать рок-группу. До сих пор не знаю зачем. Вроде все умеют играть на гитаре, даже у Noize MC была строчка “заводы стоят, одни гитаристы в стране”. Играть на гитаре я научился, как бы это цинично не звучало, для того, чтобы “цеплять” девочек. Тогда очень был популярен Валентин Стрыкало, песни которых я тут же выучил и даже мог что-то петь. Собравшись с ребятами, я понял, что играть каверы – это не творчество. Творчество – это создание чего-то нового с преемственностью старого. Я сказал: “Ребят, делаем свои песни”. Вот так я и начал писать. Думаю, в детстве я тоже что-то пробовал писать. Помню, что мои стихи в 7-8 лет были ужасны. Потом мне показалось, что моему отцу очень не нравится поэзия и я перестал.

Изображение: Егор Герантиди

Группа стала успешной? Именно там ты начал вплотную заниматься написанием стихов?

Конечно нет, мы давно не играем. Я начал вплотную заниматься поэзией, когда познакомился с местной поэтической тусовкой и меня вытаскивали ребята на разные поэтические чтения.

В Красноярске существует поэтическая тусовка?

Да, ребята ходят на разные мероприятия, посвященные чтению чужих и своих стихов. Существуют поэтические слэмы, что-то вроде рэп-батлов, но со стихами. Одно из самых посещаемых мной мероприятий был – “Амфибрахий на траве”. Это было ночное собрание поэтов без цензуры, авторы приходили и получали полную свободу слова и еще призы за лучшие работы. Аватар моей группы ВКонтакте, как раз оттуда.

Там было очень здорово, но в определенный момент мероприятие начало обретать популярность и туда стали приходить девочки, которые читали свои стихи с рифмами “кровь – любовь” с придыханиями. Мы приходили туда веселиться и высказываться, а это портило все веселье.

Затем организаторы мероприятия попросили нас заранее скидывать свои тексты, потом постепенно ввели цензуру. Я, как-то напился и поругался с организатором, мы с ребятами приехали и двинули пафосную речь о том, что никто из настоящих поэтов в этом больше участвовать не будет. Сейчас туда, в основном приходят бабушки, читают стихи про солнышко и ветерок.

Ты говоришь о девочках, которые пишут стихи про любовь. Почему ты против? Что есть тогда настоящий поэт? Почему одно искусство может существовать, а другое нет?

У искусства есть порог вхождения. Например, в изобразительном искусстве многие критикуют современных художников, говоря, что их работы мазня. Но эти современные художники уже умеют писать каноническую живопись, делать реалистичные работы. То, что они делают сейчас – это их стиль, который они нарабатывали, который их репрезентует. Попроси современного художника нарисовать техничный гиперреализм в духе Айвазовского – он тебе это сделает. Когда ты владеешь определенной техникой, тебе можно упрощать. Поэтому поэзия для осмысленных, писать про то, как тебя бросил парень – не всегда прикольно. Ты можешь писать, но это не всегда будет чем-то стоящим.

Как появился твой паблик? Почему ты выбрал именно такой способ распространения творчества?

Я собрал свои тексты, в файл, который я, возможно, потом хотел почитать. Там была картинка, и я назвал документ “Распечатать на цветном принтере”. Когда я пошел печатать вместе со своим другом, он сказал: “звучит клево, как очередная подростковая панк-группа”, потом он спросил, почему я пишу в стол и сказал, что создать паблик – хорошая идея, ведь если его никто не увидит – ничего не измениться, а если увидит и ему понравится, будет здорово. Я не хотел его создавать, но, это уже отдельный вопрос о том, насколько тяжело “светить” своим творчеством человеку. Ответ на который очевиден.

Что сейчас с современной поэзией? Почему там мало известных поэтов?

Прямо сейчас поэзия – очень странный жанр, он лежит разбухшим трупом утопленника, на него давят палкой и у него изо рта выходит вода.

Возможно, поэзия устарела, возможно, стала накладываться на музыку и бит.

Россия – это своя языковая среда со своей жизнью, на западе уже давно никто не пишет в рифму, никто не соблюдает ритмические рисунки и силлаботонику. Если ты сейчас приедешь на запад и начнешь читать стихи с ритмом и рифмой, люди скажут, что ты репер и выгонят тебя. Но мне кажется, что рэп – это отдельный жанр. Поэзия чуть-чуть живет и в репе, и в панке и в роке.

Что тогда такое поэзия?

Поэзия – оголенный нерв, она может быть только тогда, когда автор не врет сам себе. Он может врать читателю, но никогда не сам себе.

Почему тогда реп и, в целом, стихи наложенные на музыку – не поэзия?

Потому что репер если и выдает что-то хорошее, то зачастую будто-бы случайно. Есть условные “Макулатура” – они экзистенциалисты, у них есть литературный бэкграунд, а литература очень поэтична, поэтому я считаю их поэтами. У того же Хаски такого тоже много. Поэт он всегда на что-то отсылается, у него образы и метафоры берутся из определенного культурного контекста. Мне очень сложно представить, на что будет отсылаться поколение, которое вырастет через 20 лет. Экзистенцию всю, скорее всего, выхлебают наши ровесники.

Изображение: Егор Герантиди

Ты считаешь что поэзия устарела?

Да, сейчас человек потребляет массу информации. Поэзия устарела, потому что зумеру скучно смотреть в буквы.

Читаешь ли ты кого-нибудь из современных поэтов?

Конечно, один из лучших – Александр Дельфинов, Александр Пелевин, также Андрей Родионов. С последним я познакомился на канском фестивале, в городе Канск. Это видео фестиваль, но у него есть литературное ответвление, я там участвовал. Есть еще Питерские и Московские закрытые поэтические тусовки, но они слишком модные, претенциозные и пафосные, на мой вкус.

На какие темы тебе сложно писать?

Самые сложные в выражении эмоции для меня это счастье и радость. Они не вызывают желание писать. Негативные эмоции легче выплескивать из себя.

У тебя в ранних работах много критики государства. Считаешь ли ты себя патриотом?

Нет, я больше разделяю космополитические взгляды. Сейчас мне абсолютно все равно. Я люблю русскую культуру и язык, но только по факту рождения, а не потому, что они действительно хороши и значимы. Нет никакой разницы – любая культура хороша. К этому я пришел недавно, раньше мне действительно было не плевать. Раньше я думал, что хочу что-то изменить. Это нужно и важно, но вряд-ли я что-то смогу и вообще кто-либо.

Случалось ли такое, что твое творчество помогало тебе “пробиться”? Помогает паблик?

Я приходил на одно мероприятие, меня тут же звали на другое. Знакомлюсь с людьми вживую, общаюсь с местными поэтами.

Но меня не находят именно в паблике, в личных сообщениях там только спам и письмо от некоего Николая, с просьбой распечатать рисунок на принтере. Паблик не пользуется популярностью, но зато мне не приходится скидывать стихи в личку приятелям, они сами их находят.

Изображение: Егор Герантиди

У тебя есть прозаические тексты. Работал ли ты над чем-то масштабным, например сборником?

Я писал прозу, во первых, для того, чтобы выговориться, во вторых из-за того, что мне надоела вся литература, она мне разонравилась. Разонравились структура и приемы, и я решил написать что-то для себя. Планирую написать еще несколько прозаических штук, может быть, я все это соберу вместе. Много раз пытался написать что-то большое и мне надоедало в процессе, я терялся на 20% написанного.

Как думаешь, поэту нужен объект для страданий, чтобы творить?

Нет, конечно, но лично я по-другому не могу.

Ты сам себя позиционируешь как поэт?

Нет, не хватит духу, чтобы быть самопровозглашенным поэтом. Я делаю разные около творческие штуки, я выливаю свои эмоции, рефлексирую, когда что-то пишу. Но сам себя назвать поэтом никогда не осмелюсь. Я, наверное, использую поэзию как дневник.

Ты мог бы посоветовать людям не столь приближенным к творчеству и поэзии заводить такие же паблики – личные дневники?

Определенно, это очень помогает, если человек не будет стыдиться себя и своих мыслей потом, при повторном прочтении.

Произведения Егора вы можете прочитать в его паблике по ссылке: https://vk.com/cwetnoyprinter

Дарья ВЕРНИДУБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.