Рожденные в неволе
Родителей не выбирают, гласит народная мудрость. Не выбирают также детство, судьбу, место рождения. Если некоторые рождаются в любящей семье, то другие — за решеткой. Ребенок, рожденный в тюрьме, может провести там три года своей жизни. В три года у человека начинает появляться личность, мышление, понимание происходящего. Запертый в неволе, отлученный от родителей, ребенок начинает познавать мир вокруг себя. Мир насилия, преступлений и равнодушия. На вопрос о том, влияет ли тюремный опыт на дальнейшую жизнь таких детей, ответили те, на чьих глазах они росли.
Это Дима, ему 15 лет. Мальчик учится в одной из школ Красноярского края. С первого взгляда он уже отличается от своих сверстников. Дима ходит в школу редко, попрошайничает на улицах города у обычных прохожих, а на собранные деньги покупает себе сигареты. Учителя отзываются о нем плохо, мол, ругается матом и постоянно дерется с другими детьми. Его боятся одноклассники, а их родители награждают его прозвищем «уголовник». Про таких детей принято говорить «трудный подросток», и за свое асоциальное поведение Дима был переведен на домашнее обучение. Его классный руководитель, Елена Васильевна, сразу обратила внимание на асоциальное поведение своего ученика. Попытка найти контакт с мальчиком и договориться приводила лишь к новому выплеску агрессии, а разговор с родителями так и не состоялся. Они отбывали срок в тюрьме, где и появился на свет Дима 15 лет назад. И это далеко не первый подобный случай.
В 9 «Б» классе в школе №12 города Ачинск учился мальчик, по имени Слава. В шестнадцать лет он загремел в тюрьму за нанесение тяжких увечий, сейчас вышел и завел семью. Все детство его воспитывала бабушка, которая работала в школе техничкой. Слава был трудным подростков, все его боялись, а его родной отец отбывал наказание за грабеж. После того, как Славу посадили, стали всплывать новые факты: оказывается, что мать Славы тоже сидела в тюрьме с 1999 по 2001 год. Мальчик родился накануне ее освобождения, и прямо из СИЗО его забрала бабушка. Спустя два года после освобождения, мать Славы умерла. Дальше и Слава пошел по стопам своих родителей. Со школьных времен взрослые твердили, что он станет уголовником, что его судьба уже была предрешена. Рожденный в наручниках праведного пути не имеет. Так и вышло: Драка. Суд. Тюрьма. «Все решили за меня с самого начала, выбора у меня не было». Казалось бы, два мальчика с совершенно разными мечтами, целями и окружением. Но есть у них нечто общее: они оба были рождены в тюрьме.
Далеко не новость, что детям из дома детей-сирот, неблагополучных семей, гораздо сложнее социализироваться в обществе. Как правило, такие дети имеют психологические травмы, идущие с детства, но проявляющиеся во взрослом возрасте.
Дети, на глазах которых родители совершали преступления или попадали в тюрьму, в большинстве подсознательно копируют последних. Резонно предполагать, что дети, рожденные матерями в тюрьмах, повторяют судьбу той, что дала им жизнь.
По данным благотворительного фонда «Протяни руку», за 2017 год в учреждение ФСИН попали 705 беременных женщин, из них большинство находится в СИЗО до сих пор, и это без учета тех, кто беременеет уже во время отбывания своего наказания. Комнат, предназначенных для матери и ребенка, недостаточно, и некоторые дети отлучены от своих матерей. В России насчитывается 46 женских исправительных колоний, из них только 13 имеют необходимые условия детского дома при колонии. Если женщина забеременеет, ее могут определить в другой город, за тысячу километров от родного дома, ограничив тем самым помощь родственников и друзей. Женских колоний, которые имеют свои роддома, всего две на территории Российской Федерации. Они находятся в Челябинске и Мордовии. Остальных беременных женщин определяют в один из городских роддомов, в наручниках и под пристальным взглядом конвоя, который сопровождают их вплоть до рождения ребенка, а после отправляют назад в СИЗО. Таким образом, ребенок остается в роддоме на три дня совершенно один, лишенный материнской любви и элементарного вскармливания.
Если женщина находится под следствием, то ребенок возвращается к матери, в тюрьму. Большую часть времени дети заключенных находятся под присмотром воспитателей, не получая необходимого тепла и заботы. А далее все предрешено: или тебя забирают на опекунство родственники, или определяют в детский дом, где шанс получить хорошую семью ниже, чем у других детей. Якобы гены уже испорченны, и никому не нужны маленькие уголовники.
Помимо ограничения во взаимодействии с ребенком, женщина не имеет необходимых условий во время беременности. Отсутствие витаминов, личного пространства и необходимого комфорта: отопления, удобной кровати и питания, провоцирует риск выкидыша.
Иногда дети рождаются недоношенными, прямо в камерах, на холодном полу. В таких условиях младенцы подвержены всевозможным заболеваниям, отклонениям, психическим расстройствам.
Некоторые заключенные женщины предпринимают попытки расправы над собственным ребенком уже после его рождения, с целью освободить свое чадо от страшных мучений. По статистике ФСИН, 5% детей умирают в тюрьмах из-за халатности собственных родителей, 10 % получают всевозможные увечья и гематомы.
По статистике, дети, более оберегаются лучше в руках специалистов, нежели родных матерей. Это обусловлено тем, что зачастую женщинам просто не предоставляют необходимых условий по уходу за ребенком, или это во многом связано с послеродовой депрессией.
У заключенных женщин риск получить послеродовую депрессию выше, чем у среднестатистической женщины. Также женщины более подвержены асоциальному поведению, стрессам и агрессии после года пребывания в местах заключения под стражей. Примерно 30% женщин, по данным ФСИН, после первого срока могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, в частности к собственному ребенку. Из-за этого ребенок так же может испытывать стресс, что в свою очередь пагубно влияет на его психологическое состояние в будущее.
На территории Российской Федерации действует отсрочка отбывания наказания (Статья 82. УК. РФ): в случае беременности женщины или наличия ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с учетом отсутствия другого родителя. Алексей Сергеев, участник проекта «Женщина. Тюрьма. Общества», в интервью для «Радио Свобода» сообщил, что в случае беременности женщины, в тюрьме настоятельно рекомендуют сделать аборт. Многих женщин запугивают и те вынуждены пойти на этот шаг, а некоторые считают, что лучше аборт, чем жизнь в тюрьме. Бытует мнение, что некоторые женщины намеренно стремятся забеременеть во время пребывания в тюрьме для сокращения срока, хотя сторонники движения убеждены что это чушь, ведь жизнь в тюрьме и так далеко не сахар, а с ребенком на руках это в два раза сложнее.
Кроме того, к беременным женщинам некоторые в тюрьме относятся с презрением. Например, Марина из 22-ой колонии города Красноярска, во время интервью для «Батеньки» рассказала: «Однажды я уснула на полу, идет обход администрации, меня поднимают, говорят: иди пиши объяснительную. Я говорю: какая объяснительная, я на седьмом месяце. Наш начальник к этому с пониманием относился, а вот женщины в администрации прямо гнобили и пытались унизить, родственников не пускали. Я только рада, что все прошло и больше этого не будет. Первое время постоянно плакала, когда вспоминала эту беременность. Да и сейчас хочется»
Тюрьма способствует появлению асоциального поведения у женщин. Как правило, после выхода из СИЗО заниматься своими детьми хотят немногие, а способные единицы. Кто-то не может устроиться на работу, кто-то скатывается в жизненное болото, начинает пить, в итоге опять попадает за решетку, и такой нескончаемый круг.
А что же ребенок? Ребенка отправляют в детский дом, где в лучшем случае ему находят любящую семью, а в худшем – остается никому не нужным.
«Здравствуй юность в кандалах!» воскликнул Дима, провожая взглядом свою беззаботную жизнь. Впереди он видел только конвой, решетку и глаза собственных родителей напротив.
Ванесса ФИЛЬБЕРТ