«Нарисуйте кусок монстра и передайте следующему»: Дмитрий Иванов о комиксах и комикс-сообществе

Нужно ли пять лет писать вазы в художке, чтобы создавать комиксы? А постигать диджитал? Как сделать так, чтобы работы не уходили в небытие твоего прикроватного шкафчика? На эти и многие другие вопросы ответил Дима Иванов, один из основателей красноярского объединения комикс-культуры «Kras comics Cult».

Про первые шаги: Я не заканчивал художку, я самоучка. Помню, рисовал в школе матерный комикс про кота, который умирал в конце. Учителя, конечно, его не видели, он был нарисован в отдельном блокноте. Мне кажется, я рисовал всю жизнь, есть фотография, где я очень мелкий рисую какую-то картину-рисуночек на новый год, там был очень простой домик. Я брал тетрадки в клеточку, в линейку, и вместо того, чтобы писать «тетрадка такого-то-такого-то» я перечеркивал слово «тетрадь» и писал «комикс» и тупое название типа «Сила 2»

Про концепцию комикса: У каждого есть история, которую он может рассказать, вот, например, у меня есть отличная история про художку, точнее про то, как я ее бросил.

Когда я был очень-очень маленьким, я ходил туда с другом, для нас это был способ сбежать с уроков, потому что преподаватели знали, что мы ходим в художку, и мы, когда нам надоедало учиться, говорили: «Мы в художку! Тигров рисовать» и уходили играть в «Little Fighters 2». Меня бесила художка, у меня были тройки по изо, потому что я не мог рисовать то, что мне говорят. «ТЫ ДОЛЖЕН НАРИСОВАТЬ АНТИЧНЫЕ КОЛОННЫ!»

Комикс появляется из истории, он образовывается вокруг нее. Я начинал с автобиографичных комиксов, для меня это своего рода арт терапия. Я писал про грустные ситуации, фейлы и неудачи. Расскажу роскошную вещь: в один день, в университете, я практически на все обращения ко мне реагировал фразой: «Вот дела!», и потом, когда мы с другом сходили на книжную ярмарку «КРЯКК», там были мастер-классы по комиксам, и я такой: «Блин, а вот этот формат с фразой «вот дела» идеально подходит под стрипы, одностраничные комиксы, которые каждый раз заканчиваются одной и той же фразой. И вот мы как-то стали придумывать истории про неудачи, например, когда ты рисуешь лицо, у тебя идеально получается один глаз, а когда ты рисуешь второй-все очень плохо и говоришь: «вот дела!»

Про выбор между традишкой или диджиталом: Я храню большую часть своих оригиналов, так как я рисую на бумаге, по старинке, не умею в диджитале. Бумага — тема, потому что, если кому-то нравится твой стиль, ты можешь оригинал продать или подарить.

Про стиль: В основном я рисую, как в манге. Если бы мне пару лет назад сказали, что я буду суперсильно угарать по манге, я бы посмеялся этому человеку в лицо. Я не понимал аниме или не принимал, я смотрел в детстве «Наруто», но в итоге бросил, а в прошлом году досмотрел полностью.

Про аниме: Есть две вдохновляющие анимешки. Автор оригинальной манги не умел рисовать абсолютно, и он выпускал веб комикс с графикой «курица лапой». Одна из серий — это One-Punch Man. Художник его сам нашел, он сидел на больничной койке и читал этот веб-комикс просто запоем и потом написал автору: «Давай будем перерисовывать и издаваться в манго-журнале!». А издаваться в манго журнале — это величайшее событие в жизни японского комиксодела, потому что это — постоянная оплачиваемая работа. Так что мои любимые аниме — это One-Punch Man и Mob Psycho 100.

Про вдохновение: Сложно найти отдельный источник вдохновения. Сейчас манга, японская традиция и трудолюбие — то, чем я очень сильно вдохновляюсь, японцы должны выдавать раз в неделю n-ное количество страниц, это считается работой. В России такой индустрии нет, но мне кажется, это отличный пример для подражания.

Про идею создания комикс сообщества: Идея — такая штука, которая витала в воздухе постоянно, еще с тех пор, как я стал сам рисовать комиксы и смотреть, как в России занимаются этим делом. Нас очень вдохновило тюменское сообщество, которое образовалось вокруг магазина «Космическая корова», но это не просто магазин, а полка с комиксами, которая находилась в кофейне. Ребята собирались в этой кофейне и рисовали вместе.

Про комикс сообщество: объединение Kras comics Cult появилось в мае прошлого года, мы супермолодые. Находимся мы на базе музея, там, как и в том кафе, просто собираемся, рисуем и общаемся, потому что, зачастую, люди, которые рисуют, делают это в стол и практически не делятся творчеством, а вот эта схема располагает к общению. Иногда у нас проходят лекции, порой мы приглашаем гостей. На старте нашего сообщества у нас был гость, мы его выцепили из Томска, оплатили ему проезд, и он рассказал нам о тюменском комикс сообществе. Это был Гоша Елаев, наш вдохновитель.

Про прикольный мастер класс: Был кружок рисования с темой «Превращение в музейной ночи», и я такой: «Давайте сделаем мастер класс по монстрам», все согласились, но они не понимали, что это будет максимальная дичь. Мы уселись в кружок, каждому раздали по листу, маркеры, карандаши, и я сказал: «Нарисуйте кусок монстра и передайте следующему». Условием было то, что надо было придумать историю, почему монстр именно такой. Мы ржали весь вечер.

Про то, как попасть в сообщество: Просто приходишь и говоришь: «Я хочу рисовать комиксы» и все, очень просто. Каждую субботу в 18:30 собираемся и рисуем вместе. Причем в музее нас уже хорошо знают, говоришь кому-нибудь со стойки информации: «Я на комиксы», и тебя могут провести, помочь найти нас.

Про верстку и типографии: Верстаю все я сам, но делаю это по-тупому. Я верстаю не в специализированной программе, а в фотошоп. Так сложилось, потому что я привык еще с зиноделия, в то время я печатал на домашнем принтере. Каждая новая книжка, напечатанная в типографии, — это урок. Теперь я более-менее знаю, как общаться с типографиями, как их ругать (кричать настолько громко, насколько позволяет капслок). Например, в одном из двух наших «Kras comics zine» должна была быть чистокровная склейка, но в книжке спрятали скрепочку, меня об этом не предупредили. Это была боль, я забрал этот сборник из типографии ровно за сутки до того, как мне нужно было лететь в Санкт-Петербург на фестиваль, чтобы презентовать его. Я был абсолютно раздавлен. Я написал им: «До свидания, отправьте мне все технические данные и больше мы с вами работать не будем». Они объяснили это тем, что такую тонкую книжку на склейку посадить не могли. Склейка — какая-то большая беда в Красноярске. Я мечтаю, чтобы наши комиксы были на ней, чтобы были чуть потолще, и чтобы можно было на полочку поставить, потому что я обожаю полочки! Для нашего третьего сборника и для сборника про Красноярск мы планируем обратиться в самую крупную типографию с очень строгими условиями «ПИК ОФСЕТ»

Про монетизацию: Средняя цена за комикс — 300 рублей, но мы как-то делали «черную пятницу» и продавали со скидкой в 100 рублей. Продажи в основном происходят на фестивалях, чаще всего, конкретно по комиксам, но таких в России всего два, и оба не в Красноярске. Один проходит в Тюмени, его организовывают тюменские ребята, это «Comics Art Tyumen», сокращенно CAT, вообще шикарное название! А второй фестиваль — в Санкт-Петербурге, «Бумфест», они в этом году на «КРЯКК» привозили американского художника комиксов Крэйга Томпсона.

Про авторское право: Из паблика «НЕМНОГО КОМИКСЫ», который веду я, точно никто не воровал работы, по крайней мере, я не находил этого, а в паблике «KRAS COMICS CULT» комиксов, опубликованных целиком, нет, у нас только превьюшки для сборников. Единственный раз, когда мы опубликовали комикс целиком, это было в мае этого года, — когда мы поучаствовали во всероссийской акции «День бесплатного комикса»

Про цензуру: Мне очень нравится, как один мой знакомый, Виталий Терлецкий, говорит: «Когда вы увидите дичь и непотребство, вы поймете сразу, что это — оно, что оно не подходит». В наших сборниках, которых уже два, абсолютно разные истории, от бытовухи до фэнтези. Единственная проблема в том, что наши книжки вне фестивалей очень плохо продаются.

Про планы: Есть проект мечты, о котором я думаю уже года два, — это комикс про Красноярск. Ты выбираешь какое-то определенное место, возможно, оно тебе не нравится, а может быть ты его любишь всей душой, главное, что у тебя есть какое-то отношение к этому месту, и ты пишешь про это место историю и рисуешь ее.

Диана КОХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.