«Выпустились! Что дальше?»
Когда дети выпускаются из детских домов, они не знают, как им быть и чем заняться, но все может быть не так грустно, как кажется.
По статистике, в России из 100% сирот, которые покинули стены детского дома или интерната, 90% никогда не адаптируются к реалиям взрослой жизни, как пишет «Российская газета».
Судьба этих 90 % шокирует. По официальным данным генеральной прокуратуры, 10% – заканчивают жизнь самоубийством, 40% – встают на преступный путь и остальные 40% – имеют алкогольную или наркотическую зависимость. Страшнее всего, что более 80% из общего числа сирот попали в детский дом при живых родителях, подавляющее большинство которых сами отказались от своих детей.
К счастью, с каждым годом в России процент сирот, проживающих в интернатах и детских домах, уменьшается, хотя число всё же остаётся пугающим. Как сообщила министр просвещения РФ Ольга Васильева, по данным за 2019 год в России проживает 47,1 тысяч детей-сирот, и все они в большинстве случаев лишены необходимой каждому подготовки ко взрослой жизни и распространенным бытовым проблемам.
Воспитанники привыкают, что какими бы ни были условия их места пребывания, о них заботится государство. Мало того, что они чаще всего не имеют понятия о таких вещах, как госуслуги и оформление нужных документов в налоговой для поступления в вуз, никто из них почти никогда самостоятельно не ходил в магазин за продуктами, не вёл учет расходов. Всё, чему их учат (это общеобразовательная программа), очень сильно оторвано от реальности. Очень часто в 18 лет девушки и юноши совсем не знают, куда податься после выпуска, как жить и что делать – отсюда такая страшная статистика. Они ни разу не принимали решения самостоятельно, и вдруг раз – и им нужно делать всё самим.
С такими проблемами сталкиваются отнюдь не всё выпускники интернатов и детских домов. В Красноярске по адресу ул. Дубенского, 11 находится детский дом имени Х. М. Совмена, именно он стал большим исключением из общего правила. В 2003 году почётный гражданин города Красноярска и Красноярского края на собственные средства построил детский дом-лицей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. Для большинства из них этот дом стал приближенной версией того «дома», о котором каждый читающий эти строки сейчас подумал. Итак, мне удалось пообщаться с двумя выпускницами детского дома им. Х. М. Совмена и одной воспитанницей, которая станет выпускницей в 2020 году.
Ирине 22 года.
Она попала в детский дом
им. Х. М. Совмена в 11 лет после того, как ее забрали из приюта в г. Назарово. Она выпустилась из лицея 4 года назад и недавно сама стала матерью.
«Не знаю, как в остальных, а в нашем (лицее) всему учили и объясняли, помогали выбрать, кем хотим стать. Когда я выпустилась, я знала, кем хочу стать», – говорит она. Также Ира уточняет, что в лицее отличные педагоги и что она благодарна всем воспитателям.
«Условия были очень хорошими, там было все: спортивные кружки, художественные, учили шить, готовить, были даже сауна и бассейн, комнаты и группы классные, все было, и кормили вкусно».
Ирина рассказала мне, что, хоть у неё и не получилось поступить, куда она хотела, она «работала и жила хорошо».
«В момент трудностей всегда могу позвонить в лицей, и мне помогут в любом вопросе (это проверено). Сейчас я мама. Мы по сей день держим связь с лицеем, там мне помогают с приобретением квартиры».
Вторая выпускница Катя совсем недавно покинула стены детского дома им. Х. М. Совмена. Ей 18 лет и она только-только начала жить одна.
Маму девушка никогда не видела, а бабушка, которая воспитывала Катю до 13 лет, умерла от рака. В итоге ребёнку пришлось остаться с отцом. Жизнь с ним, как говорит Катя, была невыносимой из-за постоянных пьянок и отсутствия денег даже на продукты. После восьмого класса она попала в приют, а через пол года за хорошее поведение и оценки её перевели в частный детский дом им.Совмена, где она проживала следующие 2 года и 10 месяцев.
Несмотря на то, что с помощью в выборе будущей профессии и получением первичных навыков для поступления в лицее нет никаких проблем, в бытовом плане Катя была совсем не подготовлена:
«Благодаря финансированию в нашем детском доме были все блага для развития тех навыков и талантов, которые мы хотели бы улучшить. Поэтому с профориентированием сильно помогло учреждение. С самостоятельной жизнью пришлось во многом разбираться самой, потому что многие бытовые вещи делали за нас, а про финансы, квитанции и половое воспитание я и вовсе, пожалуй, промолчу. Такая ситуация встречается повсеместно,» – рассказывает Катя..
Также девушка уточняет, что в первые пару месяцев чувство свободы вскружило ей голову: никаких ограничений, ты сам себе хозяин – ешь что хочешь, приходи домой во сколько хочешь и вообще живи как хочешь! К ноябрю Катина жизнь стала стабильнее, она научилась планировать бюджет и расходы на месяц, чтобы на всё хватило, потихоньку научилась готовить и с головой погрузилась в учёбу.
«В лицее были и есть отличные условия. Это настоящий дворец. Спасибо за это Хазрету Меджидовичу».
Третья девушка, с которой мне удалось побеседовать – Марина, ей 17 лет и она также попала в детский дом им. Х. М. Совмена из приюта и живёт там уже 3-й год по собственному желанию.
«Именно в нашем детском доме доступны всевозможные способы получения знаний и всякие профориентационные мероприятия для самоопределения, также помогают с подготовкой к самостоятельной жизни, рассказывая о том, куда и для чего нужно обратиться в случае необходимости».
Марина сделала акцент на том, что условия в лицее куда лучше, чем в любом другом детском доме, у учащихся и проживающих там ребят даже есть возможность каждое лето посещать лагеря, а в июле-августе воспитанники летают на Юг. Что касается профориентации, она оказалась действительно эффективной: девушка очень скоро станет выпускницей, она чётко нацелена на поступление в медицинский университет и знает, кем хочет стать, с детства.
«Думаю, что моя жизнь после выпуска из детского дома поменяется, но я буду знать: если что, мне помогут в лицее».
Те условия, которые описывают девушки, – это большой спасательный круг для детей-сирот в Красноярском крае. Если хотя бы треть подобных учреждений в России соответствовала бы им, может быть, статистика будущего выпускников детских домов была бы намного более благоприятной.
Евгения ШИЛОВА